Нико пиросмани kakhetian wine


Примитивизм стоит особняком в мире искусства. Сопоставление картин художников с рисунками племянника в детском саду—самая очевидная реакция на такое искусство. Впрочем, отбросив снобизм и обнажив сердце можно получить кое-что совершенно особенное. Впечатления, полученные от наивных картин, порой ярче и острее чем контакт с великими образцами академизма. Один из самых прославленных примитивистов—Николай Пиросманашвили. На его примере попробуем понять, как достигается сильный эффект «простыми» приемами.

Нико Пиросмани Белая корова на черном фоне

Нико Пиросмани Белая корова на черном фоне

Медведица со свjими медвежатами 1917


Медведица со своими медвежатами 1917

Немного биографии

Нико Пиросмани грузинский художник, жизнь которого плотно переплетена с вымыслом и легендами. Искусствоведы даже не знают, когда точно он родился, потому что документы не сохранились, а сам Нико Пиросмани не любил много говорить о себе. Не получив системного образования, всё же научился читать и писать по-грузински и по-русски. Часто меняя место работы (типография, молочная лавка, железная дорога), Пиросмани все-таки находил время и средства писать картины. Постепенно Пиросмани оставил всякую другую работу и стал выполнять заказы владельцев кафе или духанов. Пиросмани выполнял вывески, расписывал стены и окна заведений за деньги и еду. 

Нико Пиросмани Кутеж

Нико Пиросмани Кутеж

В 1912 году русские футуристы заметили работы Пиросмани и купили у него готовые картины, чтобы выставить их в Москве. Популярность работ Пиросмани росла, его даже включили в тбилисское «Общество поощрения художников» и стали выставлять картины.
нако сухой закон 1914 года лишил Пиросмани заказов, и художник умер в 1918 году в результате истощения и переохлаждения, так как жил в сыром подвале без средств к существованию. После смерти Нико Пиросмани его популярность растет и уже через 10 лет начинаются серьезные научные изыскания его творчества. Картины Пиросмани тогда все еще можно было найти в старых кафе Тбилиси и спасти от гибели. Невероятно, что в дешевых питейных заведениях небрежно хранились работы, которые сегодня стоят миллионы. В 2016 году «Косуля у ручья» на аукционе Sotheby’s в Лондоне была продана за 629 тысяч фунтов (около 916 тысяч долларов). А годом ранее, «Арсенальная гора ночью» была продана аукционным домом Christie’s за 963 тысячи фунтов (1,5 миллиона долларов).

Нико Пиросмани Косуля у ручья

Нико Пиросмани Косуля у ручья

Нико Пиросмани  Арсенальная гора ночью 1908

Нико Пиросмани  Арсенальная гора ночью 1908

Много работая с коммерческими (вывески для духанов и росписи кабаков) и личными проектами, Нико Пиросмани анализировал свои работы и удачные приемы впоследствии повторял. Благодаря этому многие искусствоведы считают, что художника нельзя относить к примитивистам, скорее он ближе к новейшим для того времени европейским движениям в искусстве.


Цвет

Знаменитый черный цвет в картинах Пиросмани появляется благодаря тому, что основой для картин часто служит клеенка черного цвета. Часто можно прочесть о том, что художник брал обычную клеенку со столиков кафе, для которых выполнял вывески. Это удачно подходит образу бедного художника, однако не соответствует действительности. Пиросмани осознанно экспериментировал, используя холст, линолеум, клеенку и картон. В поддержку этого мнения говорит примерно равная стоимость данных материалов. Пиросмани остановился на клеенке, потому что понял, что ее черный однородный цвет можно удачно использовать. Он писал не черными по белому, а наоборот, белым по-черному. Полностью грунтуя порой черную плоскость клеенки, менял плотность слоя и создавал необходимую форму рельефа.

Черный лев

Черный лев

Сидящий желтый лев


Сидящий желтый лев

Шрифт

Прикладная задача вывески подразумевала информативность и наличие слов. Однако Нико Пиросмани, включая текст в свои работы, делает их органичной частью. Несмотря на частые грамматические ошибки в этих коротких фразах и сокращения вне норм русского языка, есть целые научные труды, посвященные тексту на картинах Пиросмани, доказывающие, что это не просто надписи. Он не использует контрастные цвета и не закрывает фигуры надписью, а деликатно вписывает буквы в свободное пространство, оставляя главную роль изображению, а не тексту. Так слово лимонад на вывеске не случайно подкреплено обилием лимонов на заднем фоне картины.

Вывеска Чай пиво

Вывеска Чай пиво

Вывеска Холодный пиво 

Вывеска Холодный пиво 

Кахетинское вино'Карданахъ'


Кахетинское вино ‘Карданахъ’

Фактура

Фактура клеенки не видна на репродукциях работ. Однако если рассматривать картины в музее,становится очевидным ее важная роль. Изучая картину «Кабан» кажется, что видишь грубую кожу дикого животного. В картинах с застольем грузинских мужчин фактура голого фона с мелкими трещинками и неровностями тоже уместна для образа суровых мужчин. В женским и детских портретах, Пиросмани всегда скрывает грубость фона, выбирая для этого светлую краску.

Кабан

Кабан

Актриса Маргарита. 1909 год

Актриса Маргарита. 1909 год

Сегодня талант Пиросмани ценят не только в родной Грузии, а по всему миру. Его работы украшают лучшие музеи мира, а богатейшие коллекционеры охотятся за его картинами. О нем пишут песни и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли. И все это на основе только единственных достоверных материалов: его картин. Такие простые и грубые, они вдохновляют и волнуют уже больше ста лет тех, кто готов смотреть и видеть.


Автопортрет

Автопортрет

#историядизайна #историяискусств #биография #вывески

Источник: pllsll.com

Песня Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», созданная Раймондом Паулсом на стихи Андрея Вознесенского, рассказывает о любви бедного художника к актрисе. В основе сюжета песни – подлинная история грузинского художника Нико Пиросмани, безответно полюбившем французскую актрису Маргариту де Севр.

Нико Пиросмани родился в 1862 году в небольшом селе Мирзаани в Кахетии. В истории Грузии он остался одним из самых ярких мастеров наивного искусства – живописи, нередко представляемой художниками-самоучками. Нико Пиросмани был как раз самоучкой, он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали духаны и лавки в его родном селе. Примерно в 1900 году он оставил попытки устроиться на работу или заняться торговлей и посвятил себя живописи.


Пиросмани практически до конца жизни жил в нищете, нередко ему приходилось ночевать в подвалах. Легендарный художник сегодня, столетие назад он рисовал красками собственного изготовления на клеенках и на всем, что попадалось под руку – денег на холсты не было. Лишь после 1912 года он начал общаться с другими представителями творческого мира Грузии, его работами заинтересовались футуристы, которые приобрели большую часть картин художника. Постепенно широкая публика стала интересоваться работами художника, однако это никак не отразилось на его финансовом положении. В 1918 году Нико Пиросмани умер от болезни и голода в подвале дома на улице Молоканской, 29. Сегодня эта улица носит его имя.

История его любви к Маргарите де Севр, французской актрисе, гастролировавшей в Грузии в 1905 (по другой версии – в 1909) году, стала символом безответной и глубокой любви. Пиросмани увидел молодую девушку, танцевавшую кекуок в кабаре и трактирах, во время выступления в одном из тбилисских кафе. Нико влюбился в молодую актрису, однако она категорически отвергала его ухаживания. В то время Пиросмани был известен как маляр, расписывавший вывески, он не заинтересовал амбициозную красавицу из Франции.


Очевидцы рассказывали, что в один из дней к гостинице, в которой остановилась Маргарита, подъехали арбы, груженные цветами. Вопреки песни Аллы Пугачевой, помимо алых роз в них находилась удивительной красоты иранская сирень, акация, анемоны, лилии, маки, пионы и другие цветы. Чтобы купить цветы, Пиросмани продал все свое имущество. Поняв, от кого были эти цветы, Маргарита вышла к Нико и крепко поцеловала его в губы – в первый и последний раз. Больше они никогда не встречались. В память о своей любви Пиросмани написал картину «Актриса Маргарита».

В 1968 году в Лувре проходила выставка работ Нико Пиросмани. В один из дней на выставку пришла старушка, которая долго стояла у картины «Актриса Маргарита», а затем расплакалась. Она рассказала работникам музея, что является той самой Маргаритой де Севр, принесла письма художника, которые он отправлял ей на протяжении всей жизни.

Источник: zen.yandex.ru

Художник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского, был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани…


Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.

Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной… Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось. То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.


У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни. Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел… В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения… На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь…

Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника… Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.

Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей. Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования. Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».

Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми… Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза…

В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.

В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Собранные в одном месте несколько картин художника заставили общественность говорить о нем как о явлении в грузинской культуре. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались. «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня», – писал художник Давид Какабадзе.

Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, собрали и вручили ему 10 рублей. Гордый Пиросмани не любил подаяний, а деньги принял со словами, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества. И слово свое сдержал – через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен». Больше на собраниях Общества его никто не видел…

Слава, обрушившаяся на художника, быстро сменилась насмешкой – в газете вышла карикатура на Нико Пиросмани. Скорее всего, это была закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Пиросмани, конечно, был далек от интриг и вряд ли знал о них, но публикация больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился. И окончательно ушел в себя, отвернулся от людей, которые всю жизнь считали его чудаком…

Он умер в Тифлисе в 1918 году – нищий и всеми забытый. Похоронен как бездомный и безродный. Место его могилы до сих пор неизвестно. Его живопись оказалась нетленной. 24 работы Пиросмани из собрания Московского музея современного искусства станут хорошим подарком к 130-летию Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал… Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Для Пиросмани вывеска была не ремеслом, а настоящей живописью, из которой и выросло его большое, пусть и наивное, искусство.

Источник: www.culture.ru

Маргарита де Севр в реальной жизни и на картине Пиросмани *Актриса Маргарита*



О женщине, вдохновившей Пиросмани, на самом деле известно довольно мало. Существуют документальные подтверждения того, что она на самом деле приезжала в Грузию: в 1905 г. в газетах были опубликованы анонсы выступлений певицы-шансонье, танцовщицы и актрисы парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргариты де Севр.




В городе появились афиши: «Новость! Театр «Бель Вю». Только семь гастролей красавицы Маргариты Де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Нико Пиросмани впервые увидел ее на афише и влюбился. Именно тогда он и написал знаменитую картину «Актриса Маргарита». А после того, как он услышал ее пение на концерте, – решился на тот поступок, о котором потом напишут Константин Паустовский и Андрей Вознесенский.




В свой день рожденья Пиросмани продал свою харчевню и все имущество, а на вырученные деньги скупил все цветы в городе. 9 повозок с цветами он отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, она увидела море цветов, вышла к художнику и поцеловала его. Однако историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.




«Миллион алых роз», о котором поется в знаменитой песне, – тоже часть легенды. Цветы, конечно, никто не считал, а в повозках были не только розы: сирень, акацию, боярышник, бегонии, анемоны, жимолость, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.




Актриса прислала ему пригласительный, которым он сразу так и не воспользовался, а когда художник наконец пришел к ней – Маргариты уже не было в городе. По слухам, она уехала с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.




Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это».




В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр.
Источник

Источник: zharevna.livejournal.com


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.