Маржи хендрикс

Маржи хендрикс

Шестьдесят лет назад, 20 февраля 1959 года, на концерте в подвале здания синагоги «Темпл Де Хирш» в Сиэтле впервые вышел на сцену юный темнокожий музыкант по имени Джеймс Маршалл Хендрикс. В 2011 году журнал Rolling Stone признает его лучшим гитаристом всех времен. А родственники Хендрикса могут смело претендовать на звание рекордсменов по числу судебных дел из-за наследства.

Его первые 35 центов

В тот исторический день в сиэтлской синагоге Джеймс Хендрикс должен был подыграть местной группе. Название группы, увы, история не сохранила, известно лишь, что из двух отделений концерта Хендрикс принял участие только в первом. В перерыве его прогнали взашей. Лидера группы возмутило, что Джеймс играет «слишком дико» и ведет себя неприлично — падает на колени, высовывает язык, размахивает руками. К слову, позднее подобные обвинения Хендриксу пришлось выслушивать уже от известных музыкантов — Литтл Ричарда и Айка Тёрнера. Но даже их замечания он пропустил мимо ушей и не стал менять стиль игры. В тот же день, как вспоминала потом его подружка Кармен Гауди, юный Хендрикс едва не плакал.


Гораздо лучше его принимали год спустя — во время выступления на балу Национальной гвардии вместе с группой The Rocking Kings. Членам группы даже заплатили за концерт — по $0,35 каждому. Да. Первый гонорар великого Хендрикса составил 35 центов. Правда, в 60-х прошлого века покупательная способность цента была гораздо выше, чем в наши дни. На свой гонорар Хендрикс мог, например, сходить в кино, купив билет, попкорн и кока-колу, и у него в кармане осталось бы еще 10 центов.

Школу начинающий музыкант бросил, а летом 1961 года ушел в армию. Но, как позднее рассказывал один из его командиров, Хендрикс был не в состоянии «одновременно думать об исполнении служебных обязанностей и о своей гитаре». Сержант его взвода отмечал в характеристике: «Рядовой Хендрикс никогда не достигнет уровня требований, предъявляемых к солдату». После небольшой травмы, полученной при прыжке с парашютом, рядовой Джеймс Хендрикс к всеобщему удовольствию был досрочно уволен в запас с почетом, отслужив 13 месяцев вместо требуемых по контракту трех лет.

Черный Элвис

Отставной десантник вначале играл на электрогитаре по клубам, потом — подыгрывал на концертах музыкантам и группам, играющим в стиле ритм-энд-блюз, затем начал создавать собственные группы. В Нью-Йорке он под сценическим псевдонимом Джимми Джеймс выступал в кафе Wha? вместе с группой The Blue Flames.


июле 1966 года его услышал бас-гитарист Animals Чес Чендлер, подумывавший о том, чтобы сменить карьеру и стать продюсером и менеджером. Чендлеру очень понравилось услышанное. Он предложил Джимми Джеймсу стать его продюсером, привезти в Великобританию и там раскрутить. Для исполнения этого гениального плана не хватало сущего пустяка. Денег. И Чендлер привлек к проекту бывшего менеджера Animals Майкла Джеффери. Послушав, как Джеймс играет на электрогитаре, Майкл Джеффери в восторге воскликнул: «Он может стать черным Элвисом!»

Джимми Джеймса переименовали в Джими (с одним «м») Хендрикса. Его группа осталась в Нью-Йорке, вместо этого ему в помощь были найдены бас-гитарист Ноэль Реддинг и ударник Митч Митчелл. Родилось трио The Jimi Hendrix Experience. В октябре 1966 года в Лондоне Чендлер и Джеффери подписали контракт с трио. Музыканты по этому контракту получали за концертные выступления роялти в размере 2,5% на троих. По устной договоренности Хендриксу полагалась половина, а двум остальным — по четверти от полученных денег. Контракты на выпуск первых грампластинок были еще менее выгодны участникам группы. Вряд ли кто из троих мог тогда предполагать, какой успех ждет The Jimi Hendrix Experience.

А успех их ждал оглушительный. Первый сингл группы «Hey, Joe» уже через месяц после выхода попал в первую десятку британского чарта синглов и вскоре добрался до шестого места.


орой сингл «Purple Haze» поднялся уже до третьего места и продержался в чарте 14 недель. Первый альбом группы «Are You Experienced» был выпущен в Великобритании 12 мая 1967 года и две недели спустя попал в чарт альбомов, дойдя до второго места. До второго — потому что на первом обосновался диск The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». В американском чарте альбомов Billboard 200 первый диск группы Хендрикса продержался более двух лет, доходя до пятого места. Второй студийный альбом «Axis: Bold as Love», выпущенный в том же году, тоже оказался очень успешным. Третий и последний студийный альбом группы «Electric Ladyland» достиг первого места в чартах.

Позабытый продюсер

В 1965 году, когда имя Джими Хендрикса было еще мало кому известно за пределами музыкальной тусовки штата Калифорния, с ним подписал контракт Эд Чалпин. По контракту Хендрикс должен был в течение пяти ближайших лет играть на электрогитаре, петь и делать звукозаписи для принадлежащей Чалпину компании PPX Enterprises. За это музыканту полагались авторские отчисления в размере 2%.

Для компании PPX Хендрикс сделал одну запись — подыграл на гитаре певцу Кертису Найту. Через месяц после выпуска первого альбома «Are You Experienced» Чалпин подал в суд на Хендрикса и звукозаписывающие компании, выпустившие альбом, в том числе на Warner Bros. По внесудебному соглашению Чалпин получил от Warner обязательство выплатить отчисления в размере 2% за первые три альбома Хендрикса, гарантию, что выплаченная сумма будет не ниже $200 тыс., и все права на четвертый альбом — «Band of Gypsies». В общей сложности Эд Чалпин заработал на этом контракте около $1 млн.


Две другие компании, которые Чалпин привлек к суду — Track и Polydor,— приостановили выплату авторских отчислений Хендриксу и подали в суд на музыканта. Джеффери заставил Джими подписать бумагу, по которой Джеффери освобождался от ответственности по всем будущим судебным искам к Хендриксу. Адвокаты Чалпина и звукозаписывающих компаний должны были встретиться с Хендриксом 16 сентября 1970 года. Встреча сорвалась, а через два дня Джими Хендрикс умер.

Борьба за права афроамериканцев

Джими Хендрикс не оставил письменного завещания. В 1968 году, вернувшись в родной Сиэтл уже в статусе суперзвезды, Хендрикс встретился с отцом, Джеймсом Алленом Россом Хендриксом (все звали отца просто Эл). Эл спросил у сына, написал ли тот завещание и сделал ли его наследником. «Он вдвое меня старше, а хочет быть наследником. Полагаю, все хотят моей смерти»,— сказал потом Хендрикс знакомой журналистке Шарон Лоуренс.

В тот приезд на родину Джими пророчески сказал: «В следующий раз я приеду в Сиэтл в сосновом ящике». Так и вышло. Хендрикса похоронили 1 октября 1970 года на кладбище в Рентоне, в 16 километрах от Сиэтла.

Единственным наследником всего состояния Джими Хендрикса был признан его отец. Впрочем, размер состояния не производил впечатления. Как сообщил Майкл Джеффери отцу покойного, все, что оставил после себя Джими Хендрикс,— $21 тыс. наличными.


Возможно, ушлому менеджеру удалось бы обмануть Эла. Если бы в дело не вмешался необычный адвокат — Лео Брентон-младший. Лео был афроамериканцем, хотя по его внешности сложно было это сказать, и привык защищать своих, порой даже бесплатно. Он сделал себе имя, когда помог добиться оправдания Анджелы Дэвис. Он представлял интересы знаменитого джазмена Нэта Кинга Коула в деле об авторских правах. У Коула, а затем у Джими Хендрикса работал личным помощником Херберт Прайс. Прайс рассказал Элу про адвоката, который творит чудеса. Эл и Лео встретились и подписали бумаги.

А затем адвокат начал творить чудеса. Майклу Джеффери не удалось откупиться смешной суммой в $21 тыс. Джеффери выплатил Элу $240 тыс. за долю в студии звукозаписи, в которую вложил свои деньги Джими. Джеффери взял на себя возврат компании Universal взятого Джими Хендриксом кредита в размере $300 тыс. Разобравшись с одним менеджером, чудо-адвокат взялся за другого. Эд Чалпин требовал с наследников Хендрикса компенсацию за якобы невысокое качество песен в альбоме «Band of Gypsies». Вместо компенсации ему пришлось оплатить судебные издержки, в том числе гонорар адвокату Брентону-младшему в размере $150 тыс., а также отдать Элу Хендриксу все записи его сына, еще не вышедшие на пластинках.

Правда, оставшимся в живых участникам группы удалось отсудить компенсацию за невыплаченные авторские отчисления от продаж альбомов, выпущенных после смерти Джими Хендрикса. Реддинг получил $100 тыс., Митчелл — $300 тыс.


Еще примерно $1 млн исчез в недрах багамского офшора, зарегистрированного Джеффери еще в период его работы с Animals. Менеджер обещал участникам обеих групп, и Animals, и The Jimi Hendrix Experience, что отправленные на Багамы деньги — это их будущая пенсия. Увы, пропавший миллион не стал пенсией и для самого Джеффери. В 1973 году он погиб в авиакатастрофе.

Но все равно благодаря усилиям адвоката Брентона наследство Джими Хендрикса выросло в цене почти в 100 раз — с $21 тыс. до $2 млн. Также в распоряжении наследника оказалось огромное количество звукозаписей сына. Они было гарантией того, что $2 млн — только начало.

Дети Хендрикса

В 1966 году, еще до того, как стать звездой, Джими Хендрикс некоторое время жил с 16-летней Дайан Карпентер, сначала в Калифорнии, потом в Нью-Йорке. Она была дочерью священника. Когда ей было пять лет, девочку развратил родственник. В 12 лет она убежала из дома, потом несколько раз сбегала от приемных родителей. В 15 лет оказалась в Нью-Йорке, где стала заниматься проституцией. В Нью-Йорке Дайан познакомилась с Джими Хендриксом, который тогда еще звался Джимми Джеймсом. Их роман длился пять месяцев. Потом беременная Дайан вернулась в родной Миннеаполис, где 11 февраля 1967 года родила девочку. Ребенок получил имя Тамика Лорис Джеймс. Молодая мама была уверена, что отец девочки — Хендрикс, так как все остальные мужчины, с которыми она близко общалась, имели белый цвет кожи. Когда Тамике было полгода, Дайан поехала в Нью-Йорк, чтобы рассказать Хендриксу о дочери, но тот был в Великобритании.


Узнав про ребенка, Джими не признал свое отцовство, но отрицать наотрез тоже не стал. В 1970 году юристы Джими и Дайан договорились о том, что музыкант сдаст анализ крови, чтобы окончательно решить вопрос об отцовстве. Из-за напряженного графика выступлений Хендрикса сдача анализа постоянно откладывалась. Хенри Стейнгарт, адвокат Хендрикса, последний раз встречался с Джими в Лондоне по этому вопросу 15 сентября, за три дня до смерти. Анализ крови так и не был сделан.

Через два года после смерти Хендрикса суд штата Нью-Йорк постановил, что Тамика не имеет никаких прав на наследство Джими Хендрикса. Свои претензии на наследство заявлял также Джеймс Хенрик Даниэль Сундквист, он же Джими Хендрикс-младший. В 1968 году группа Jimi Hendrix Experience выступала в Швеции. На стокгольмском вокзале Джими Хендрикс спросил дорогу у местной жительницы Евы Сундквист. Увидев его лицо на обложке альбома в музыкальном магазине, Ева пошла на концерт, чтобы продолжить знакомство. Это ей удалось. В январе 1969 года группа снова приехала выступать в Стокгольме. Ева ждала приезда Хендрикса, после концерта послала ему цветы. Потом Джими пригласил ее на вечеринку, а затем и в отель.


к установил шведский суд, 9 и 10 января 1969 года Джими и Ева в стокгольмском отеле Carlton «имели два полноценных половых акта». Девять месяцев спустя у Евы родился сын, внешне поразительно напоминающий Хендрикса. Ева сообщала музыканту и о беременности, и о рождении ребенка. Джими, как и в случае с Тамикой, не признавал и не отрицал отцовства. После смерти Хендрикса Ева Сундквист добилась признания его отцовства в суде. В 1978 году она сумела достичь внесудебной договоренности по наследству Хендрикса, получив 4 млн шведских крон (около $1 млн по курсу того времени).

О судьбах двух «детей Хендрикса» известно крайне мало. Желтая пресса сообщала, что «сын» подумывал об операции по смене пола, стал агентом по продаже недвижимости и ведет очень замкнутый образ жизни. В телефонном справочнике Стокгольма есть данные о человеке по имени Джеймс Хендрикс. В телефонном справочнике Миннеаполиса значится Тамика Л. Джеймс. Сообщалось также, что Эл Хендрикс со временем признал в обоих своих внуков, что, впрочем, никак не повлияло на ситуацию с наследством. Дайан Карпентер в 1999 году выпустила автобиографическую книгу «Разве вы не знаете… что королевы не стоят на углу?», в которой повторила свое утверждение, что Хендрикс — отец ее дочери.

Не брат ты мне

Судебных процессов было много. Очень много. Через шесть лет после смерти музыканта корреспондент журнала Rolling Stone насчитал 165 открытых судебных исков, связанных с правами на наследство Хендрикса.


У Эла Хендрикса ушло 26 лет на то, чтобы полностью вступить в права наследства. Законным и полноправным наследником сына он прожил еще шесть лет. Хендрикс-отец умер во сне у себя дома 17 апреля 2002 года. Его состояние оценивалось тогда в $80 млн. Большей частью этих денег он был обязан сыну, хотя и сам заработал какую-то мелочь на изданной в 1999 году книге «Мой сын Джими».

Все свое состояние Эл завещал приемной дочери Джени. Она также унаследовала должность исполнительного директора и контрольный пакет акций компании Hendrix Experience, владеющей правами на творческое наследие Джими Хендрикса.

И началась новая судебная эпопея. На этот раз обделенным и ограбленным ощутил себя Леон Хендрикс, младший брат Джими. В 2004 году он возбудил судебный иск, оспаривая отцовское завещание. В 2007 году суд подтвердил права его сводной сестры на наследство.

Проигнорировав решение суда, Леон вместе с деловым партнером Эндрю Питсикалисом наладил выпуск различных товаров. Футболки, плакаты, зажигалки, брелоки для ключей, водка и другие сувениры продавались компаниями HendrixLicensing.com и HendrixArtWork.com. Ведь Леон тоже носит фамилию Хендрикс — таково было оправдание партнеров. Правда, символика товаров была связана не с Леоном, а с его покойным братом.

На этот раз уже Джени подала в суд на сводного брата и его партнера, требуя $1,7 млн компенсации за мошенничество при использовании торговой марки. Процесс длился шесть лет и завершился в 2015 году победой Джени. Договоренность о компенсации была достигнута во внесудебном порядке, ее размер не оглашался. Стороны достигли соглашения о том, что Леон Хендрикс и Эндрю Питсикалис не станут больше продавать товары под торговой маркой «Хендрикс».


Дорогое бесплатное приложение

В сентябре 2006 года издатели газеты The Sunday Times решили повысить цену номера. Чтобы подсластить своим читателям горькую пилюлю, к очередному номеру газеты было решено приложить бесплатный диск с записью десяти треков с выступления группы The Jimi Hendrix Experience в лондонском Альберт-холле в феврале 1969 года. Полгода спустя две американские компании, связанные с наследниками Хендрикса, Experience Hendrix и The Last Experience, подали в суд на газету, заявив, что та не оформила надлежащим образом право на выпуск и распространение диска. За нарушение авторского права компании намеревались взыскать с The Sunday Times как минимум £15 тыс.

Experience Hendrix — это Джени Хендрикс. Владелец второй фирмы — Джеральд Гольдштейн, делавший звукозапись концерта и обладающий правами на эту запись. Фирма The Last Experience была создана специально под выпуск записей с этого концерта. Представители компаний заявили, что планировали выпуск фильма о концерте Хендрикса и его группы, одновременно с этим предложив фанатам DVD, CD и различные товары с символикой группы. Из-за бесплатного диска проект с фильмом пришлось отложить на год. Пытаться продавать диск после того, как жители Великобритании и Ирландии получили 1,3 млн дисков бесплатно, не имело смысла. Это негативно отразилось на прибылях компаний. Первая фирма заявляла, что ее убытки составили $8,94 млн, вторая заявляла об убытках в размере $17,4 млн. На судью свидетель Гольдштейн, владелец второй фирмы, произвел впечатление человека, склонного к преувеличениям и не обращающего внимание на детали. Приглашенный судом эксперт оценил убытки компании Гольдштейна во вдвое меньшую сумму. Суд длился три года, после чего был вынесен вердикт — газета должна выплатить компенсацию в размере банковской ставки в США плюс 1% годовых от суммы авансов, полученных двумя компаниями к моменту запуска фильма. В итоге Джени Хендрикс и Гольдштейну удалось отсудить у The Sunday Times около £150 тыс.

…а музыка — вечна

Сколько всего судебных процессов вокруг прав на наследство Джими Хендрикса было зарегистрировано за почти полвека с момента его смерти — сложно подсчитать. В прошлом году, например, неугомонные Леон Хендрикс и Эндрю Питсикалис решили запустить линейку товаров, связанных с марихуаной, ставшей легальной в ряде штатов США, под брендом «Джими Хендрикс». Джени Хендрикс, разумеется, уже подала к партнерам иск, обвиняя их в нарушении прав на торговую марку.

При этом Джени сама оказалась в прошлом году ответчицей по другому иску. Фотограф Карл Феррис, чьими снимками оформлен первый альбом The Jimi Hendrix Experience, обвиняет наследницу музыканта в нарушении его авторских прав на обложку и все снимки на ней.

Алексей Алексеев

Источник: www.kommersant.ru

Ray_Charles_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Если бы Ильф и Петров писали своего «Золотого телёнка» в 1960-е годы, то вполне могли включить Рэя Чарлза в плеяду великих слепых — наравне с Гомером, Мильтоном и Паниковским.

Хотя наш герой родился зрячим, зрение он потерял весьма быстро — к 7-ми годам. Полагают, что процесс слепоты могла ускорить смерть младшего брата, который на глазах Рэя утонул в лохани с водой (тот пытался его вытащить, но силенок не хватило).
Пришлось мальчику пойти в школу для слепых и глухих. Со слухом и голосом у него было всё в порядке, с моторикой пальцев тем более. Страсть к нажатию черно-белых клавиш он проявил ещё зрячим 4-летним малышом (спасибо соседу Вилли Питману, обучившему Рэя азам игры на пианино). Поэтому, потеряв зрение, наш герой ещё больше развил своё мастерство, слух и музыкальную память, а также научился читать ноты по системе Брайеля. В общем, обладал всеми необходимыми качествами, чтобы стать полноценным музыкантом. У слепоты тоже есть свои бонусы…

Рэй Чарлз:
«Я мог сочинить аранжировку, сидя за столом и ни разу не прикоснувшись к клавишам. Музыка была у меня в голове».

Ray_Charles_07

Папаша Рэя бросил семью уже давно, а, когда парню исполнилось 15 лет, умерла его мать. Но слепой сирота был уже достаточно подкован, чтобы не побираться, а зарабатывать на жизнь гастролями с группой. С 1947 году он решил делать карьеру по-взрослому, осел в Сиэтл, и заключил первый контракт со звукозаписывающим лейблом Swingtime Records. За следующие 8 лет он успел выпустить первые хиты, сменить фирму звукозаписи, жениться, развестись и снова жениться.
На фирме Atlantic у Рэя было больше творческой свободы, и результат не заставил себя ждать. В 1955 году сингл «I Got a Woman»<слушать> стал первым хитом №1 в карьере музыканта. Многие считают, что именно с этой записи началось становление стиля соул (эдакой смеси блюза и госпела).
Необходимо уточнить, что 1-е место сингл занял не в общем национальном хит-параде, а в его «черном» подразделе — категории «ритм-энд-блюз».

Но в 1959 году творчество Рэя Чарлза вырвалось из этого «гетто», благодаря композиции «What’d I Say». Этот хит родился случайно, когда в Рэй выступал в ночном клубе Милуоки. Своя программа была уже отыграна, но оставалось «неотработанное» время. Музыкант начал импровизировать и наимпровизировал на все 12 минут целую композицию.
Но на фирме Atlantic её не оценили. «Слишком длинная и рискованная» — заявили они. Рэй обиделся и за спиной Atlantic записал «What’d I Say» на радио WOAK. Когда после радиоэфиров фирме стало понятно, что они проморгали хит. В срочном порядке был выпущен сингл — естественно, в сокращенном виде «What’d I Say (part 1)». Песня не только возглавила чарт R&B, но и ворвалась в национальный хит-парад — прямо на 6-е место.<слушать>
Правда, находились радиостанции, которые не хотели её крутить из-за слишком уж «эротичного» голоса певца.

Билли Джоэл:
«Он делал эти импровизационные штучки, вроде легкого смешка или хмыканья. … (Рэй) взял визг, крик, рычание, стоны, и сделал из них музыку».

Ray_Charles_02

На Atlantic поняли свою неправоту слишком поздно — Рэй был уже «звездой» и мог позволить себе не просто поменять лейбл, но и заключить очень выгодный контракт. В компании ABC наш герой получил и творческую свободу, и высокую оплату. Купил себе в Беверли-Хиллз огромный особняк и стал записывать один шедевр за другим.

Первым шедевром стала песня «Georgia On My Mind» («Джорджия в моих мыслях»), вышедшая в 1960 г. Она была написана Хогом Кармайклом ещё 30 лет назад и посвящалась его девушке. Однако, слушая версию Рэя Чарлза, американцы стали воспринимать её, как обращение певца к своей родине — штату Джорджия.

Популярность песни была так велика, что в 1979 году она официально стала гимном этого штата. При всём притом, что целых два десятка лет на своих гастролях Рэй Чарлз объезжал Джорджию стороной, выражая таким образом протест против расовой сегрегации (например, против того, что на концертах чёрных отсаживали отдельно от белых). Да что там Джорджия, если подобное было даже в школе для слепых.

Рэй Чарлз:
«Ужасно странная идея – поделить маленьких детей, черных и белых, большинство из которых не видит разницы между двумя цветами…».

«Georgia On My Mind» — наверное, самая знаковая песня Рэя Чарлза в США. Но задушевный соул оказался не так близок русской душе, как заводной ритм-энд-блюз 1961 года под названием «Hit The Road Jack». Выражение «Hit The Road» аналогично выражению «Rolling Stone» и означает бродягу, человека-перекати-поле.

Ray_Charles_06

Собственно, и текст песни построен на шуточном диалоге непутёвого прощелыги-мужа и его жены, потерявший терпение. Он, понятно, оправдывается («Что за вздорная баба!»), а она требует, чтобы он проваливал прочь.

«- А теперь, милая, послушай. Не обращайся так со мной,
Потому что однажды я вернусь, встав на ноги.
— Мне всё равно, что ты сделаешь, это и так случится.
У тебя нет денег, и, ты не так уж и хорош
— Хорошо, если ты так сказала,
То я соберу свои вещи и уйду.
— И правильно.
Вали отсюда, бродяга Джек, и не возвращайся больше!
Вали, вали, вали, вали».

В общем, очень характерная бытовая ситуация. Забавно, что женскую партию в песне исполняла участница хора RAELETTES — Маржи Хендрикс — с которой женатый Рэй Чарлз тогда состоял в любовной связи и даже зачал ей ребёнка. Слепота явно не мешала музыканту заводить многочисленные шашни, поэтому из 12 детей Чарлза в законном браке было рождено всего трое!

Ray_Charles_03
Маржи и Рэй.

Но не амурно-семейные Рэя дрязги стали толчком к созданию песни. Её автор — Перси Мэйфилд — сам когда-то был певцом, пока сильно не обжег своё лицо в автокатострофе. О выступлениях на публике пришлось забыть, и Перси переквалифицировался в автора. В 1961 году именитый Рэй Чарлз оценил талант Мэйфилда, сделал его своим постоянным автором и не прогадал.

Так сказать, изначальная версия в исполнении автора — Перси Мэйфилда:

В том же году сингл «Hit The Road Jack» возглавил чарты, продался миллионным тиражом и получил «Грэмми», как «лучшая R&B запись». Впоследствии песня стала любимой кричалкой на спортивных состязаниях — её поют, когда игрока противника удаляют с поля («Вали, вали, вали отсюда!»).

По тому же принципу, с тем же хором RAELETTES была построена композиция «Unchain My Heart» (хорошо известная у нас в версии Джо Коккера).

 

Многие отмечали, что выступления Рэя Чарлза чем-то напоминают негритянские церковные богослужения с запевом священника и хоровым ответом прихожан.

Ray_Charles_04

В 1962 году музыкант и вовсе вторгся на «чужую территорию», записав песню «I Can’t Stop Loving You» в стиле кантри — самом белом из всех американских стилей. Это удивило и чернокожих, и бледнолицых, что не помешало песне снова стать хитом №1.<слушать>

Значение Рэя Чарлза трудно переоценить. Во-первых, он доказал, что слепота поп-музыканту не помеха (привет Стиви Уандеру!). Во-вторых, вывел «черную музыку» на широкую публику. И, в-третьих, разрушил границы между «черными» и «белыми» стилями.
Возможно потому, что просто этих границ не видел.

Ray_Charles_05

Билли Джоэл:
«Я не знаю, был ли Рэй одним из создателей рок-н-рола, но он определенно был первым во многих вещах… Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

Рэй Чарлз:
«Я прожил жизнь среди звуков. Музыка поддерживала меня изнутри… Музыка заменила мне один из органов чувств. Как кровь… Она и есть я».

КАВЕРЫ на Hit The Road Jack:

Frajle — Hit The Road Jack
Отличная версия в исполнении женского квартета.

Weather Girls — Hit The Road Jack
Это поют две мощные негритянки известные нам по хиту «It’s Raining Man».

Big Youth — Hit The Road Jack (1976)
Регги-версия. Не сразу и узнаешь…

Residents — Hit The Road Jack (1987)
Ещё одна весьма оригинальная версия.

Stampeders — Hit The Road Jack (1976)
Эта шуточная версия представляет собой как бы разговор с диск-жокеем Джеком Вульфманом. Сингл занял 40 место в США.

Adriano Celentano — Dove Vai Jack
А вот и италоязычная версия Адриано Челентано.

Источник: www.kursivom.ru

Рэй Чарльз

 

Рэй Чарльз

Рэй Чарльз никогда не хотел быть знаменитым. По его мнению, слава подобна головной боли. Но он всегда хотел быть великим. И он им стал. Фрэнк Синатра отзывался о Чарльзе как о гении. Элвис Пресли, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Миг Джаггер и другие популярные исполнители считали его учителем, песни которого определили их музыкальную карьеру.

Рэй записал 70 студийных альбомов, множество золотых пластинок и получил 17 премий «Грэмми». Он сам удивлялся количеству людей, которые собирались на его концертах далеко за пределами Америки. И это было действительно так. Слепого афроамериканца, отца соула, блестящего пианиста, композитора и аранжировщика приходили слушать все. В чем его секрет? В таланте, умноженном на искренность и страсть к музыке.

 

 

Краткая биография

Жизнь Рэймонда Чарльза Робинсона — череда потерь и побед с самого детства. Он появился на свет 23 сентября 1930 года на юге США в городке Олбани, штат Джорджиа. Через пару месяцев после его рождения семья переселилась в Гринвилл, штат Флорида. Именно здесь прошло детство будущего певца. Семья жила в нищете. Воспитание сына легло на плечи мамы, хрупкой и миниатюрной женщины. Отец пропадал на работе, а позже и вовсе ушел из семьи.

место рождения Рэя Чарльза

Как известно, беда не приходит одна. В возрасте 5 лет Рэй стал слепнуть. Развивалась глаукома, в результате которой мальчик полностью лишился зрения через два года. Одновременно со страшной болезнью происходит еще одна трагедия. На глазах Рэя тонет младший брат. До конца жизни он сожалел, что не смог его спасти.

Перестать видеть мир — страшно. Но не для Рэя. Мама подготовила мальчика к будущей жизни. Она рассказывала, как передвигаться по дому, как выполнять домашние обязанности. Он мыл посуду, рубил дрова и делал абсолютно все, что и зрячий человек. Соседи осуждали маму за такое воспитание, а Рэй был благодарен.

Рэй Чарльз ослеп в детстве

Рядом с их домом в Гринвилле находилось кафе, где часто играли буги-вуги. Едва слыша знакомую мелодию, мальчик бросал все дела и бежал в кафе, где его учили игре на фортепиано.

После потери зрения мама отправила сына в Школу Святого Августина для глухих и слепых. Здесь Рэй продолжил музыкальное образование по азбуке Брайля. Он постигал тонкости игры на кларнете, саксофоне и других инструментах, пел в баптистском хоре. Здесь же он впервые столкнулся с расизмом в жестком виде: оскорблениями и драками со стороны белых учеников.

В 15 лет Рэй потерял маму. Он не мог плакать, настолько велико было горе. После этого Чарльз принимает решение бросить школу и уехать к подруге своей матери в Джексонвилл. Чуть позже ему захотелось самостоятельности. Так он оказался в Орландо, где его ждали голод, бедность, игра в различных кафе и наркотики, зависимость от которых длилась 17 лет.

Рэй начал выступать с группой «The Florida Playboys», куда в основном входили белые исполнители. Игра молодого афроамериканца понравилась одному из участников состава, и ему предложили заменить пианиста.

Мечта о собственной группе не давала будущему отцу соула покоя. Пора брать новые вершины, как завещала ему мама. Крупные города он исключил сразу — слишком велика вероятность остаться никем. Рэй попросил знакомого посмотреть по карте город, который находится на другом конце страны, если провести прямую линию от Орландо. Впереди ждал Сиэтл.

В Сиэтле он начинает записывать собственные песни, придерживаясь R&B направления. Одной из популярных композиций того времени считается «Baby, let mehold your hand», получившая признание. Все говорили, что он поет как Нэт «Кинг» Коул. Рэй и не отрицал этого, он оттачивал мастерство, пел, получая удовольствие от любимого занятия. По словам критиков его ранние песни звучали холодно и менее эмоционально. Все изменилось в 50-х годах, когда Рэй принял очередное важное в жизни решение — быть самим собой. Так стал появляться соул.

Рэй Чарльз буквально соединил белую и черную музыкальную культуры в одно целое. Соул включал джаз, ритм-энд-блюз и духовное негритянское песнопение спиричуэлов. Рэй изменил подачу голоса. Никакого подражания, исключительно свой баритон, приправленный различными стонами, криками и другими звуками. Это делало его творчество исключительным, запоминающимся, живым и настоящим.

Под лейблом Atlantic Records Рэй Чарльз записал одну из самых известных песен — «I Got a Woman». Жалобный вокал в сочетании с аранжировкой для духовых придали композиции эмоциональность, которая до сих пор трогает за живое.

Рэй Чарльз альбом

Рядом с их домом в Гринвилле находилось кафе, где часто играли буги-вуги. Едва слыша знакомую мелодию, мальчик бросал все дела и бежал в кафе, где его учили игре на фортепиано.

После потери зрения мама отправила сына в Школу Святого Августина для глухих и слепых. Здесь Рэй продолжил музыкальное образование по азбуке Брайля. Он постигал тонкости игры на кларнете, саксофоне и других инструментах, пел в баптистском хоре. Здесь же он впервые столкнулся с расизмом в жестком виде: оскорблениями и драками со стороны белых учеников.

В 15 лет Рэй потерял маму. Он не мог плакать, настолько велико было горе. После этого Чарльз принимает решение бросить школу и уехать к подруге своей матери в Джексонвилл. Чуть позже ему захотелось самостоятельности. Так он оказался в Орландо, где его ждали голод, бедность, игра в различных кафе и наркотики, зависимость от которых длилась 17 лет.

Рэй начал выступать с группой «The Florida Playboys», куда в основном входили белые исполнители. Игра молодого афроамериканца понравилась одному из участников состава, и ему предложили заменить пианиста.

Мечта о собственной группе не давала будущему отцу соула покоя. Пора брать новые вершины, как завещала ему мама. Крупные города он исключил сразу — слишком велика вероятность остаться никем. Рэй попросил знакомого посмотреть по карте город, который находится на другом конце страны, если провести прямую линию от Орландо. Впереди ждал Сиэтл.

В Сиэтле он начинает записывать собственные песни, придерживаясь R&B направления. Одной из популярных композиций того времени считается «Baby, let mehold your hand», получившая признание. Все говорили, что он поет как Нэт «Кинг» Коул. Рэй и не отрицал этого, он оттачивал мастерство, пел, получая удовольствие от любимого занятия. По словам критиков его ранние песни звучали холодно и менее эмоционально. Все изменилось в 50-х годах, когда Рэй принял очередное важное в жизни решение — быть самим собой. Так стал появляться соул.

Рэй Чарльз буквально соединил белую и черную музыкальную культуры в одно целое. Соул включал джаз, ритм-энд-блюз и духовное негритянское песнопение спиричуэлов. Рэй изменил подачу голоса. Никакого подражания, исключительно свой баритон, приправленный различными стонами, криками и другими звуками. Это делало его творчество исключительным, запоминающимся, живым и настоящим.

Под лейблом Atlantic Records Рэй Чарльз записал одну из самых известных песен — «I Got a Woman». Жалобный вокал в сочетании с аранжировкой для духовых придали композиции эмоциональность, которая до сих пор трогает за живое.

Рэй Чарльз альбом

Вершину успеха Рэя Чарльза связывают с выпуском альбома «What’d I Say». В нем соединились евангелие, джаз и блюз. Несмотря на популярность одноименной песни, ее не пропускали в радиоэфир. Считали слишком сексуальной из-за характерного для Рэя вокала. Это не помешало в будущем многим исполнителям включить композицию в свой репертуар.

Позже Чарльз переходит в звукозаписывающую компанию ABC, где начинает зарабатывать большие гонорары. Это время хитов «Georgia On My Mind» и «Hit the Road Jack». Популярность певца и композитора растет, он гастролирует и продолжает погружаться в мир музыки настолько глубоко, насколько это возможно, выдавая новые хиты.

Спад в карьере происходит в середине 60-х годов. Он связан с арестом за хранение героина. Медикаментозная реабилитация помогла избежать тюремного срока. Ему дали год условно. С наркотиками было покончено.

Умер гений музыкального мира в возрасте 73 лет, 10 июня 2004 года, в свое доме в Беверли-Хиллс, штат Калифорния. Обострилась болезнь печени. После его смерти выпустилось еще несколько альбомов, которые получили 5 «Грэмми». Талант Рэя Чарльза нельзя переоценить, им можно только наслаждаться и удивляться бесконечной энергетике.

 

Интересные факты:

  • Будучи слепым Рэй катался на велосипеде и мотоцикле.
  • Он всегда брился перед зеркалом.
  • Рэй был женат два раза, хотя количество женщин, которыми он был увлечен, не ограничивалось цифрой «два». Всего у него было 12 детей от 9 разных женщин. Впоследствии наследники подарили ему 20 внуков и 5 правнуков.
  • В 2004 году Рэй подарил по 1 миллиону долларов каждому ребенку.
  • Чарльз помогал Мартину Лютеру Кингу в борьбе с расизмом. Он спонсировал деятельность пастора, отправляя ему деньги от концертов. Выступать с проповедями Рэй не решался, боялся не сдержаться и «наломать дров».
  • Сингл «Georgia on My Mind» стал официальным гимном штата Джорджия — места, где был рожден отец соула.
  • Песня «What’d I Say» — чистая импровизация. На одном из концертов у Рэя оставалось 10-12 минут, которые нужно было отработать. Он попросил женщин, подпевавших ему, просто повторять фразы за ним — характерная черта церковных песнопений. Так был рожден новый хит. После концерта к нему подходили люди и интересовались, где можно приобрести пластинку.
  • Самым известным его хитом в Америке стала композиция «I Can’t Stop Loving You». Она занимала лидирующую позицию на протяжении 5 недель.
  • Рэй Чарльз стал одним из нескольких чернокожих исполнителей, ставшим номер один в музыкальных чартах страны.
  • Став известным, он убрал из своего имени Робинсон, чтобы избежать путаницы с боксером Рэем Робинсоном.
  • Перенес операцию по замене тазобедренного сустава осенью 2003 года.
  • Перед каждым концертом он принимал стакан джина с кофе, который придавал ему смелость и задор.
  • В начале 60-х чуть не погиб при перелете из Луизианы в Оклахом-Сити. Лед полностью покрыл ветровое стекло самолета, заставив пилота лететь наугад. После нескольких кругов в воздухе сквозь небольшой участок на стекле удалось разглядеть пространство вокруг и посадить самолет.
  • В начале 90-х участвовал в рекламной компании «Diet Pepsi».

Рэй Чарльз и Майкл Джексон

  • Рэй не любил общаться с журналистами и неохотно давал автографы из-за того, что не видел, на чем именно ему придется оставить роспись.
  • Его пример и оглушительный успех стали вдохновением для других слепых музыкантов: Ронни Милсапа и Терри Гиббса.
  • Записи Чарльза включены в Библиотеку Конгресса США.
  • В его родном городе Олбани в 2007 году был открыт парк Ray Charles Plaza с круглым вращающимся постаментом, на котором расположена бронзовая скульптура известного исполнителя за фортепиано.
  • Одним из увлечений Рэя были шахматы.
  • Он был первым, кто соединил ритм-энд-блюз с церковным негритянским песнопением.
  • Изображен на почтовых марках США, серии, посвященной музыкальным идолам.
  • Свою звезду на Аллее славы в Голливуде Рэй Чарльз получил 16 декабря 1981 года.
  • По результатам опроса журнала «Роллинг Стоун» Рэй занял второе место как величайший певец своей эпохи. Опрос проводился в 2008 году.

Автограф Рэя Чарльза

  • Выступал на инаугурации президента Рональда Рейгана в 1985 году. Это вызвало шквал недовольств и связано с различием в политических убеждениях. Рэй считался демократом, а Рейган — республиканцем. По словам агента музыканта, тот просто зарабатывал деньги. Гонорар за выступление равнялся 100 тысячам долларов.
  • Выступал он и на первой инаугурации Билла Клинтона в 1993 году.
  • На одном из концертов в Южной Франции на сцену взобрался молодой человек и стал исполнять «Mess around». Что сделал Рэй? Стал аккомпанировать поклоннику.

 

 

Лучшие песни

Им было спето множество песен. Чтобы прослушать их все, уйдет не один день. Но его поклонники выделяют несколько композиций, получивших статус бессмертных.

лучшие песни Рэя Чарльза

«I Got A Woman». Написана в соавторстве с Ренальдом Ричардом в 1954 году на основе популярной негритянской церковной песни. Достаточно было изменить текст, добавить джазовые и блюзовые ритмы, чтобы композиция обрела всемирную известность.

 

«Georgia on My Mind» благодаря Рэю увидела свет в 1960 году, хотя и была написана 30-ю годами ранее. В 1961 году музыкант получил за нее «Грэмми».

 

«Hit The Road Jack» построена на диалоге мужчины и женщины, которая пытается его выгнать. Написана Перси Мэйфилдом в 1960 году, но получила известность именно в исполнении Чарльза, который умел делать шикарную аранжировку. Кстати, женскую партию исполняла Маржи Хендрикс — гражданская жена Рэя.

Hit The Road Jack (слушать)

«You Don’t Know Me» наполнена любовной лирикой. В песне рассказывается о тех, кто, несмотря на сильную любовь, предпочитает оставаться в тени любимого человека.

 

«What’d I Say» — случайно рожденное блюзовое музыкальное произведение, покорившее миллионы людей. Считается, что именно эта композиция стала прародительницей соула.

What’d I Say (слушать)

«I Can’t Stop Loving You» запела вся страна в 1962 году. Песня отличается трогательным вокалом, благодаря которому она занимала вершины хит-парадов в США.

 

«Mess Around». Заразительные ритмы этой песни аудитория услышала в 1953 году. Это один из первых хитов Рэя.

 

«Hallelujah I Love Her So», исполненная Рэем в 1956 в характерной для того времени манере. Ее перепевали многие исполнители, как впрочем и другие композиции отца соула.

Hallelujah I Love Her So (слушать)

 

«America the Beautiful» — еще один трогательный сингл, от которого хочется плакать. Рэй перепел версию 1895 года и сделал это безупречно и мастерски.

 

«Let the Good Times Roll» — первая песня, за которую он получил «Грэмми».

 

Лучшие фильмы о Рэе Чарльзе и с его участием

Лучшие фильмы о Рэе Чарльзе

Яркая жизнь кумира миллионов, наполненная трагизмом и величием, легла в основу фильма «Рэй». Лента вышла в прокат в 2004 году. Чарльз умер за несколько месяцев до премьеры. Он знал, что о нем будут снимать автобиографичный фильм и даже просил предоставить сценарий, набранный азбукой Брайля. Картина, снятая Тейлором Хэкфордом, получила высокие оценки кинокритиков. Музыкального гения играл Джейми Фокс. За эту роль он получил «Оскара».

Сам Рэй Чарльз также пробовал себя на актерском попроще. Он снимался в эпизодах следующих кинолент:

  • «Братья Блюз» (1980) в роли хозяина Ray’s Music Exchange;
  • «Поднять ставки» (1989) в роли Юлиуса;
  • «Рэй Александр: вкус к справедливости» (1994);
  • «Неистребимый шпион» (1996) в роли водителя автобуса;
  • «Приключения супер Дейва» (2000) в роли самого себя.

Это были как комедийные, так и драматические ленты.

Увидеть Рэя можно и в телесериалах:

  • в американской медицинской драме «Сент-Элсвер» (1987) Рэй появляется в одной из серий в роли Артура Тиббитса;
  • «Кто здесь Босс?» — еще один телесериал, в котором играл Рэй Чарльз. При этом название серии перекликается с одним из его хитов — «Hit the Road, Chad»;
  • в сериале «Няня» (1997 — 1998) его задействовали в 4 сериях в роли Сэмми.

 

 

Музыка Рэя Чарльза в фильмах

Эмоциональные композиции Рэя Чарльза звучали не только из радиоприемников. Его песни широко использовались в качестве музыкального сопровождения кинолент, количество которых впечатляет. Вот лишь малая часть картин:

Музыка Рэя Чарльза в фильмах

  • «Дэдпул» (2016) — «Hit The Road Jack»;
  • «Стажёр» (2015) — «Deed I Do»;
  • «Третий лишний 2» (2015) — «Mess Around»;
  • «Джеймс Уайт» (2015) — «Don’t Let The Sun Catch You Crying»;
  • «Спасти мистера Бэнкса» (2013) — «One Mint Julep»;
  • «Прислуга» (2011) — «Hallelujah I Love Her So»;
  • «Обещать — не значит жениться» (2009) — «I Got A Woman», «Sweet Sixteen Bars»;
  • «Не пойман — не вор» (2006) — «Gold Digger»;
  • «Любовь и прочие неприятности» (2006) — «Hit the Road, Jack»;
  • «Перевозчик» (2002) — «I Got Love»;
  • «Стальной гигант» (1999) — «Genius After Hours»;
  • «Догма» (1999) — «Alabamy Bound»;
  • «Неспящие в Сиэтле» (1993) — «Over The Rainbow»;
  • «День сурка» (1993) — «You Don’t Know Me»;
  • «Рокки 5» (1990) — «Winter Wonderland»;
  • «Когда Гарри встретил Салли» (1989) — «Winter Wonderland»;
  • «Элвис: как это было» (1970) — «What’d I Say?».

  

Рэй Чарльз о себе, жизни и музыке

Рэй Чарльз о себе

Рэй считал себя удачливым человеком. С этим сложно не согласиться, учитывая его происхождение и слепоту. Главным человеком своей жизни он считал маму. Она воспитывала его строго и временами жестко. Но именно ее слова звучали у него в голове в переломные моменты, когда требовалось сделать следующий шаг в музыкальной карьере.

Быть слепым, по словам музыканта, непросто. Существует мнение, что он даже пытался вернуть себе зрение, подав объявление о поиске донора. Но врачи посчитали операцию слишком рискованной.

Он уважительно относился ко всем видам искусств, но музыка была для Рэя универсальна. Ее понимает каждый. Так Чарльз объяснял свой успех по всему миру. Он всегда играл для людей. Ему было неважно, сколько человек присутствует в зале: 500 или 5000. Главное, полная самоотдача и искренность, чтобы аудитории тебе верила.

Заниматься музыкой для Рэя Чарльза было сродни дыханию. Она текла по его жилам, как кровь, наполняя жизнь смыслом. Известный певец не признавал рэп. Он считал это направление «отвратительным явлением». Ведь музыка должна чему-то учить, что-то давать человеку. А что давал рэп? По мнению Чарльза, ничего. Современные исполнители его не вдохновляли: все на одно лицо. Ему нравилась музыка Чарли Паркера, у нее был звук.

К смерти музыкант относился философски. Он считал, что лучше прожить короткую, но наполненную счастьем и смыслом жизнь. Чарльз умел пошутить над собой, высмеять трудные моменты своей жизни. Он заряжает энергетикой и позитивом даже через экран телевизора. Чего стоит его открытая широкая улыбка, наполненная искренностью и счастьем. Его глаза были всегда скрыты за темными солнцезащитными очками, но улыбка никогда не давала повода сомневаться, что Рэй Чарльз — удивительный человек.

 

 

Он не боялся экспериментировать, он не боялся быть живым и естественным на публике, он жил музыкой. Неудивительно, что с его появлением связывают большие перемены в музыкальной среде. Рэю Чарльзу мы обязаны эмоциональным и чувственным соулом, заводными ритмами джаза и ритм-энд-блюза. О его творчестве можно говорить часами, но стоит услышать первые аккорды его песен, увидеть язык тела Рэя за игрой на фортепиано, как забываешь обо всем и начинаешь невольно танцевать.

 

 

Видео: слушать Рэя Чарльза

Источник: soundtimes.ru

Биография

Американец Рэй Чарльз — пианист, вокалист и автор песен в стиле джаз, блюз, рок-н-ролл и кантри, сплетающий эти стили в единое целое. Гениальность поставила Чарльза в один ряд с лучшими музыкантами ХХ века и превратила в один из символов американской культуры. Журнал Rolling Stone назвал его имя на десятом месте в «Списке Бессмертных» и на втором – в сотне лучших вокалистов всех времен.

Детство и юность

Родился Рэй Чарльз Робинсон 23 сентября 1930 года в семье Ареты и Бэйли Робинсонов. Но вскоре родители расстались, и Арета с сыновьями переехала из Джорджии в Южную Флориду, в крошечный поселок Гринвилл. Там она воспитывала сыновей, пытаясь выбраться из беспросветной нищеты. Когда Рэю было пять лет, утонул его младший брат Джордж. Старший брат не смог его спасти.

Певец Рэй Чарльз
Певец Рэй Чарльз

После этой трагедии Рэй начал терять зрение и к семи годам ослеп. С этим надо было учиться жить, и мальчика отправили в школу-интернат. Там Рэй развил свои музыкальные способности. Он пел в хоре, научился играть на пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. После смерти родителей слепому юноше предстояло пробиваться в жизни самостоятельно. В семнадцать лет Рэй Робинсон создал группу MacSon Trio. В 1949 году впервые его песня стала хитом.

Музыка

В 50-е годы родился официальный псевдоним музыканта. Фамилия была отброшена во избежание путаницы с боксером Рэем Робинсоном. Рэй Чарльз ищет свой стиль, добиваясь уникального звучания композиций. Экспериментирует с голосом, включая в песни хрипы, крики и другие звуки, усиливающие эмоциональную окраску слов.

Рэй Чарльз в молодости
Рэй Чарльз в молодости

В 1955 году его сингл в стиле соул I Got a Woman поднялся на высшие позиции в R&B чартах. В это время Рэй пел госпелы и блюзовые баллады. Он исполнял традиционную «чёрную» музыку, открыв ее красоту всем.

Первая знаковая песня, написанная полностью Рэем, — What’d I Say — стала классикой рок-н-ролла. Рэй сотрудничал с крупными оркестрами, джазменами, экспериментировал с кантри. Итогом стало присуждение ему «Грэмми». Мощный и объемный экспрессивный голос вокалиста впечатлил музыкальных критиков и простых слушателей.

К началу 60-х певец зарабатывал столько денег, что смог не только пройти полное медицинское обследование у именитых врачей, но и приобрести роскошный особняк в «Золотом треугольнике» Беверли-Хиллз. Впрочем, вернуть хотя бы частично зрение Рэю не удалось.

Рэй Чарльз за роялем
Рэй Чарльз за роялем

Получив свободу творчества, певец расширил совместную работу с другими музыкантами. Песню Hit The Road Jack Рэй исполнил дуэтом с Маржи Хендрикс. Новое звучание на две недели вынесло композицию на вершину популярности. Слава была так велика, что докатилась и до России: советские джаз-бэнды включили ее в репертуар.

В этот же период записана «визитка» Рэя, Georgia On My Mind. Изначально автор песни Хог Кармайкл посвятил ее девушке с этим именем. Но исполнитель сделал песню хитом, а впечатленные его вокалом жители штата Джорджия объявили ее своим гимном.

После 70-х годов музыкант много выступал, уделял все больше внимания композициям кантри-направления. В последние десятилетия жизни Рэй Чарльз включал в свои мелодии звучание электронных инструментов. Сплетал в единое целое музыку разных народов, ставших к ХХ веку населением США. Классическая песня America the Beautiful родилась заново благодаря исполнению Рэя и аранжировке в стиле госпел/ритм-н-блюз.

Личная жизнь

Музыкант любил женщин, и девять из них стали матерями его детей. Но лишь с двумя женщинами Рэй заключил официальный союз: с Эйлин Уильямс (31 июля 1951 г) и Деллой Беатрис Говард Робинсон (5 апреля 1955 г). Первый брак распался через год, второй союз продержался 22 года, супруги воспитали троих сыновей: Дэвида, Рэя Чарльза и Реверенда Робинсонов.

Рэй Чарльз и его дети
Рэй Чарльз и его дети

Помимо них, Рэй признал еще девять внебрачных детей. Перед тем, как завершить жизненный путь, отец выдал каждому ребенку по миллиону долларов. Последней спутницей музыканта была Норма Пинелла.

Смерть

Последние два года жизни Рэй Чарльз боролся с онкологией. Он тяжело восстанавливался после хирургической операции. Тем не менее, даже лишившись возможности ходить, музыкант ежедневно ездил на собственную студию звукозаписи RPM, где работал над альбомом Genius Loves Company. Умер 10 июня 2004 года у себя дома. Похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, что в Калифорнии.

Рэй Чарльз в старости
Рэй Чарльз в старости

Осенью в Лос-Анджелесе концерт памяти Рэя Чарльза собрал в одном зале двадцать тысяч зрителей и знаменитых музыкантов, исполнивших его песни, ставшие культовыми.

Биография певца отражена в фильме «Рэй», вышедшем в прокат в октябре того же года. Сюжетом послужила автобиография «Брат Рэй», написанная в 1978 году. В процессе работы съемочная группа консультировалась с Чарльзом. В главной роли снялся Джейми Фокс, награжденный за нее «Оскаром». Иногда фото актера в этой роли путают с фотографиями музыканта.

Джейми Фокс в роли Рэя Чарльза
Джейми Фокс в роли Рэя Чарльза

Второй посмертный альбом включил в себя новые работы с современными поп- и соул-звёздами. Для записи третьего посмертного альбома использовались достижения компьютерной обработки звука. Отреставрированные вокальные записи певца удалось совместить с мелодиями в исполнении оркестра Каунта Бэйси.

Современные технологии позволяют певцу общаться со слушателем даже спустя десятилетие после ухода из жизни. Concord Records продолжает работу со старыми записями Рэя, возвращая поклонникам его композиции в новом звучании.

Дискография

  • 1956 — The Great Ray Charles
  • 1960 — Basin Street Blues
  • 1961 — Modern Sounds in Country & Western Music
  • 1962 — Hit the Road Jack
  • 1963 — Ingredients in a Recipe for Soul
  • 1965 — Country & Western Meets Rhythm & Blues
  • 1972 — A Message from the People
  • 2000 — Sittin’ on Top of the World
  • 2004 — Genius Loves Company
  • 2005 — Genius & Friends
  • 2005 — Genius Remixed
  • 2006 — Ray Sings, Basie Swings
  • 2009 — Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 — Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 — Extraordinary Ray Charles

Источник: 24smi.org


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.