Эль обратно


Глава 1. Начало путешествия

На лошади мы ехали не долго. Пройдя на «средней» лошадиной скорости километров десять, несчастная животина за четыре, чтоб черти того крестьянина задрали, золотых устала. И стала плестись так неторопливо, что как бы мы её не подгоняли, наша скорость упала до уровня улитки. Да я пешком мог быстрее передвигаться!

В конце концов, я не выдержал и слез с лошади, оставив на ней только девушку. И вот чудо, животному стало легче, и мы неожиданно пошли заметно быстрее!

Так мы двигались почти до рассвета, после чего решили сделать небольшой привал. Отведя лошадь на выпас на полянке неподалеку, я оставил девушку приготовить поесть. И с этим у неё никаких проблем не возникло, так что после моего возвращения мы перекусили, а затем вновь отправились в путь.

— Расскажешь мне про то чудовище, что ты призвала? — поинтересовался я, когда солнце перевалило за полдень.

— Давай не будем об этом говорить, — покачала она головой, что меня категорически не устроило.


— Амелия! — довольно грубо сказал я, остановив коня и повернувшись к девушке. — Ты понимаешь, что нас преследуют?

— Да… — вид у девушки все ещё был довольно бледный. Вроде бы прошли почти целые сутки с момента, как мы дрались с Орденом Сокола, но лучше ей не становилось. Она то и дело дремала в седле, и я малость опасался, что она вывалится из него.

— Тогда не понимаю, почему ты это скрываешь, — фыркнул я. — Мне нужно знать, что ты умеешь!

— Но ведь у тебя тоже есть секреты? — устало сказала она, вопросительно глянув на меня.

— Ну, хорошо! — воскликнул я. — Раз уж ты можешь вызывать таких тварей и, как ни в чем не бывало, общаешься с демонами, я так же открою тебе небольшую тайну. Я полукровка! Полувампир — получеловек. Довольна?

— А я знала, что ты не совсем человек, — сдержанно улыбнулась она. — Это видно в твоих глазах.

— Прям видно? — не поверил я, и даже отметил для себя, что нужно взять где-нибудь зеркальце и внимательно изучить свои глаза.

— Ну… Наверное, обычные люди ничего не заметят, но для таких как я это очевидно.

— Таких как ты? Темных? — решил уточнить я.

— Темные, светлые… а есть ли между ними разница?

— Кажется, тебя уже немного в философию понесло.

— Но это правда, — вздохнула она. — Магия сама по себе не злая и не добрая. Все зависит от людей, её использующих. Кто из них прав: некромант, убивший и вернувший к жизни человека, или воины света, сжигающие заживо невинную ведьму, которая продавала крестьянам из деревни неподалеку зелья, лечащие хворь?! Скажи, Максим, кто из них прав!? Кто из них хороший, а кто плохой!?


Ого… не думал, что лицо девушки способно отобразить такие сильные эмоции. Столько ненависти и злости отразились в её глазах, что у меня мурашки по коже пробежали. Но затем вся эта буря эмоций неожиданно потухла, оставив лишь пустоту в глазах девушки.

— Прости… — тихо сказала она. — Я уже давно об этом не вспоминала…

— Твою мать сожгли? — я сделал предположение, и, судя по тому, как дернулась её щека, попал в самую точку.

— Да. Она была знахаркой, никого не трогала и помогала крестьянам в деревушке по соседству. И брала за свои услуги совсем немного. А когда у человека не было денег, чтобы заплатить, но средство было действительно нужно, она помогала безвозмездно или в долг. А затем в деревню пришли люди, считающие себя истинными сторонниками Единого Бога. Кто-то из крестьян, то ли за плату, то ли по «доброте душевной» рассказал им о моей матери….

Амелия замолчала на пару мгновений.

— А затем они сожгли её на моих глазах.

— Это… — честно, я был немного ошарашен подобной новостью. — Ужасно…

— Да, — кивнула та. — Это было так давно, но я до сих пор отчетливо это помню…

— И что было потом?

— Я всех убила.

— Чего!?

— Точнее не я, а мой Эгос. Эгос — это страж, воплощение моей сути. Можешь считать это душой, вышедшей из тела и обретшей плоть. Именно поэтому его смерть — это моя смерть. Его жизнь — это моя жизнь. Его раны — это мои раны.


— Я понял, — поспешил я остановить девушку, а то она так и будет продолжать. Вместо этого я решил задать иной вопрос. — А Эгос это какая-то магия или что?

— Все вместе. Это и особая магия, и врождённый дар.

— А меня научить не можешь? — заинтересовался я. Раз уж я убедил лича обучить меня парочке убойных заклинаний, то может и она сможет преподать мне несколько уроков. К примеру, если бы я умел вызывать похожую тварь, то… это было бы неплохим козырем.

— Не знаю. Может — да, может — нет. По крайней мере, мама говорила, что на такое способны только люди, а ты наполовину вампир.

— Значит… ты убила всех в той деревне….? — спросил я, вернувшись к прошлой теме.

— Да. Но я этого не помню. В то время я не очень хорошо контролировала свой дар. А затем… я оказалась в этом мире. Маленькая, испуганная, потерянная… А дальнейшую историю ты знаешь. Теперь доволен? Узнал, что хотел? — последние слова она говорила без злости, но холодок, которого раньше в её голосе не звучал, сейчас отчетливо чувствовался. — И я не призывала Эгоса с той самой ночи.

Ну да, я растревожил старые раны. И ничего удивительного, что теперь она не питает ко мне прежних теплых чувств. Буду надеяться, что это временно.

Немного подумав, я решил, что пришла пара приоткрыть ей немного правды о себе. Но про Орден Ласточки рассказывать не решился, особенно после её истории. А вот про отца скрывать информацию смысла не было. И если поначалу девушка не проявляла никакой заинтересованности в моей истории, то под конец смягчилась и даже стала задавать вопросы.


— Ого, древний вампир… — задумалась она, и её голос к этому моменту звучал почти нормально. — Интересно… каково это, прожить столько лет?

— Понятия не имею… — сказал я. — Не думаю, что я проживу столько же.

— Почему?

— Не хочу становиться вампиром, — пожал я плечами. — Боюсь, от крови меня немного «несет», и без необходимости мне лучшее её не употреблять.

На этом наша маленькая беседа сама собой сошла на нет. Я в дальнейшем ещё делал попытки начать разговор, но выходило скверно.

Когда солнце стало заходить за горизонт, мы свернули налево от тракта, сойдя на обочину. Я развел небольшой костер, после чего мы уселись перед ним друг напротив друга. Разговор по-прежнему не клеился, так что было решено после еды отправиться спать.

Шурх.

Услышал я краем уха шум совсем рядом. Приоткрыв глаз, я увидел, что костер уже почти потух, но шуршали явно не угли. И не Амелия, мирно посапывающая по ту сторону источника тепла.

Дергаться я не спешил, решив послушать и подождать, вдруг к нам пытается кто-то подкрасться. И не прогадал. Не прошло и пары минут, как из ближайших кустов к нам подобрались несколько темных фигур. Одна из них застыла надо мной, двое других подошли к девушке и жестами сообщили друг другу какую-то информацию. Третий тем временем склонился надо мной и достал из-за пояса кинжал. Затем прицелился и занес его, видимо целясь мне в висок.


— Угх… — удивленно выпустил он воздух из легких, когда мой клинок пронзил его сердце. А затем грузно плюхнулся на землю, едва не рухнув на меня. Но я почти сразу нырнул в сторону, а затем сделал быстрый рывок к ближайшему врагу.

Вжик…. и второй противник лишился головы. Последний ночной душегуб быстренько сообразил, что дело плохо и рванул со всех ног, но не пробежал и десятка метров, рухнув на землю с мечом в спине.

Но, не смотря на ранение, тип оказался жив. Подскочив к нему, я вытащил меч из его спины и точным ударом отсек голову.

— Ох! — воскликнула проснувшаяся Амелия. — Что происходит!?

Но я не ответил, лишь оглянулся и прислушался. Больше никого видно или слышно не было.

— Фокс! — скомандовал я, и рядом со мной тут же материализовался огненный лисенок, освещая все вокруг.

— Ой! Это что, огненный элементаль? — удивилась девушка, но тут же помрачнела, увидев неподалеку от себя три тела. — Кто… это?

Источник: www.litmir.me

Эл — Бог

Эл (Бог). В Каббале в книге «Зохар» названы 72 имени Бога, каждое состоит на иврите из трёх букв.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах трудно найти имя, человеческое или божественное, которое не имело бы особого смысла. Более того, когда осознаешь, как тщательно написана Библия, понимаешь, в частности, что любое имя или определение Божества в ней подчеркнуто значимо.

Данное исследование является попыткой показать разнообразные ветхозаветные имена и определения Божества.

Статья по теме: Имя Бога в Библии. Более 55 вариантов.


Собственный Божий выбор имен позволяет нам увидеть богатый смысл в тех именах, которые дал Ему Его народ. Изучая эти имена так, как смотрят на драгоценные камни в витрине, мы углубим наше понимание Божества.

Общее название для Божества в еврейском языке строится на корне существительного Эл, или Элох. Прибавив к еврейскому существительному мужского рода единственного числа суффикс им, получаем множественное число; и мы также встречаем слово элохим.

Однако когда существительное стоит в форме множественного числа, но относится к одному объекту, это иногда называется "множественным уважения".

Ветхий Завет всегда отмечает, что есть только один Бог, и всегда осуждает идолопоклонства политеизма. Поэтому важно понимать названия Бога, основанные на корне этого слова.

ЭЛОХИМ: "БОГ"

Написание «Элохим» на иврите

Первое ветхозаветное название Божества мы находим в Быт. 1:1:


"В начале сотворил Бог [элохим] небо и землю"

Значение слова "Элохим"

Элохи́м (ивр. ‏אֱלֹהִים ,אלוהים‏‎, Элохим; Элогим; Елогим; Элои) — еврейское нарицательное имя Бога, Божества; множественное число от «Элоах» или «Эл», общего названия для божества у семитских народов. Упоминается на протяжении всего еврейского Священного Писания (Ветхого Завета в Библии), начиная с Бытия 1:1. Упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими именованиями Божества — Яхве (Иегова), Адонай и т. д.

Представляется весьма вероятным, что слово элохим происходит от глагола алах (сравните с наименованием Бога в исламе: "Аллах"), который означает "ходить в страхе". Это слово стало употребляться в значении "поклоняться".

Испуг, ужас, изначально содержавшиеся в слове "страх", исчезли, растворившись в чувстве благоговения и почтения перед достойным поклонения великим Существом, так что теперь, когда мы говорим о ком-то, что он боится Бога, это означает, что он поклоняется Богу.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)


Моисей писал: "Господа, Бога твоего, бойся" (Втор. 6:13); когда же Иисус цитировал это высказывание Моисея, Он раскрыл истинный смысл слова "бояться", сказав: "Господу Богу твоему поклоняйся" (Мат. 4:10).

[1]Хотя происхождение слова элохим ("боги") указывает на объект поклонения, это слово стало также использоваться по отношению к ангелам (ср. Пс. 8:6 и Евр. 2:7), земным судьям и правителям (Исх. 22:8, 9, 28; 1 Цар. 28:13), а также простым людям (Пс. 81:6; Иоан. 10:34).

Поскольку слово "Бог" происходит от слова со значением "бояться" и поскольку слово "бояться" употреблялось в значении поклонения, то "Бог" и идея поклонения определенно связаны между собой.[1]

Единственное Существо, достойное поклонения.

Слово "Бог", как оно использовано в Быт. 1:1, означает не просто достойное поклонения существо, а того Единственного, кому должно поклоняться.

Исключительность этого особого Божества, о котором идет речь в Быт. 1:1, как единственного Существа, которому должно поклоняться, впоследствии была провозглашена в первой из Десяти заповедей:


3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх.20:3)

Иисус посчитал, что в высказывании "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи" (Втор. 10:20) слово "одному" подразумевается (в оригинале оно отсутствует и добавлено переводчиками, о чем свидетельствует курсив).

Он добавил то, что подразумевалось, сказав: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мат. 4:10).

Итак, это первое описание Божества в Ветхом Завете служило для того, чтобы создать у читателей представление о единственном Существе во вселенной, достойном поклонения.

Множественное число слова Элохим

[2]Так, "херувим" в древнееврейском — это мно­жественное число от слова "херув". Однако в рус­ском языке оно стало восприниматься как сущест­вительное единственного числа, и для образования множественного числа к нему стали еще прибавлять соответствующее окончание (прим. перев.).


В древнееврейском языке "-им" — это суффикс множественного числа, так что слово элохим имеет форму множественного числа[1].

Однако когда слово элохим относится к одному истинному и живому Богу, переводчики вместо множественного числа, в котором стоит еврейское слово, пишут единственное число — "Бог".

Единственное число слова "бог", элоах, в Вет­хом Завете встречается очень редко — всего 57 раз, в то время как его множественное число, элохим, — 2570 раз.

Идет речь об одном живом Боге или нет, определяется контекстом, как в Быт. 1:1. В Исх. 20:3 — иное дело. Здесь встречается то же слово элохим, но из контекста видно, что имеются в виду много богов: "Да не будет у тебя других богов [элохим] пред лицом Моим".

Вопрос о том, почему Ветхий Завет использует множественное число для описания одного Бога, вызывает немало споров.

Несведущие атеисты, наткнувшись на эту крупицу знания, торопятся использовать ее в качестве "доказательства" древнего политеизма, но ни один серьезный исследователь текста Ветхого Завета никогда не утверждал ничего подобного.

Творец, о котором говорится в Быт. 1:1, везде в Писаниях неизменно назван "единым" (Втор. 6:4); кроме него "нет Бога" (Ис. 44:6). Более того, сказуемое "сотворил" в Быт. 1:1 на еврейском стоит в единственном числе, хотя подлежащее, к которому оно относится, имеет множественное число.

Это ярко свидетельствует о том, что множественное число существительного относится к одному Существу, Богу. Оказывается, у древних множественное число указывало на авторитет и власть.

  • В Быт. 42:30 для описания Иосифа используется множественное число слова "господин".
  • Множественное число употреблялось при описании фараона, а идолопоклонники использовали его для описания того или иного бога.
  • Такое множественное число указывает не на несколько объектов, а на славу и авторитет — что явствует как из Библии, так и из других источников.

Понимая это, мы не должны удивляться, что для описания Бога вселенной используется множественное число.

Другие определения, относящиеся к Богу, также имеют форму множественного числа. То же самое можно сказать и о словах, переведенных "Господь" (Быт. 15:2), "Святой" (Прит. 9:10), "Создатель" (Еккл. 12:1) и "Творец" (Ис. 54:5).

Невозможно переоценить важность учения о триедином Боге. В Быт. 1:2 прямо говорится о Святом Духе, а в Быт. 1:26; 3:22; 11:7 (см. также Иоан. 1:1-3) дается косвенная ссылка на Христа.

Однако, насколько позволяет судить современная информация, употребление слова элохим в Быт. 1:1 в форме множественного числа не подразумевает никакого указания на "Троицу". Множественное число здесь указывает на величие и славу, принадлежащую великому Творцу.

Бог сотворящий

Первое библейское описание Божества как Элохим связано с глаголом, который, в значении "создавать, творить", никогда не имеет своим субъектом человека: это глагол бара.

  • Человек может делать, формировать и корректировать вещи, сотворенные Богом, но творить может только Бог (см. Ис. 65:17; Ам. 4:13).
  • Человек может делать предметы, такие как стол, если дать ему для начала дерево, но только Бог может "сделать дерево".

Говоря о сотворении, Бытие не упоминает никакого материала, с которого Бог начинал. Мы читаем, что Бог работал с уже существовавшим материалом ("прахом"), когда создавал тела человека (Быт. 2:7) и животных (Быт. 2:19), но мы не знаем ничего, с чем работал Бог, чтобы появился этот "прах".

Предполагается сотворение из ничего.

Он сказал, и сделалось; Он повелел, и стало (см. Пс. 32:6; Евр. 11:3). То, что Бог как сотворял, так и созидал, или придавал форму, подчеркивается тем, как Он назван:

  • Боре, "Сотворивший" (Ис. 40:28);
  • Осех, "Творец" (Ис. 54:5)
  • и Иостер, "Создатель" (Ис. 45:11).

Итак, Элохим в Быт. 1:1 означает достойное поклонения Существо, единственное достойное поклонения Существо, Существо всякого величия, всякой славы и власти, Существо, способное творить миры и человека из ничего.

Эти описания Бога должны наполнить наши сердца глубокой благодарностью и заставить нас искренне почитать Его и преклоняться перед Ним.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
(Пс.94:6)

ХА-ЭЛОХИМ: "ОДИН БОГ"

В Быт. 5:22 Моисей указывает, что Енох ходил пред Ха-элохим, что предполагает уникальность, единственность в своем роде.

Когда в еврейском тексте слово "Бог" употребляется с определенным артиклем, обычно его понимают как "один истинный и живой Бог".

Прежде чем перед словом "Бог" в Библии впервые появился артикль, Божество упоминалось уже семьдесят один раз. Для появления определенного артикля в семьдесят второй ссылке на Бога должно быть какое-то веское основание.

В начале сотворения не было ни идолов, ни образов, ни других ложных богов, но со временем идолопоклонство стало одной из наиболее распространенных ошибок человека.

Тот факт, что Моисей особо оговаривает, какому Богу служил Енох, указывает на то, что к тому времени, когда жил Енох, идолопоклонство стало уже весьма ощутимой проблемой. Что бы ни делали другие, Енох был верен одному истинному и живому Богу, и вдохновенный автор отдает должное верности Еноха.

Значимость определенного артикля перед словом "Бог", появившегося через сотни или даже тысячи лет после Адама, является веским аргументом против той голословной идеи, что вначале было многобожие, а в восьмом веке оно переросло в единобожие.

Напротив, он указывает на то, что исходное единобожие впоследствии выродилось в многобожие.

Сразу же после первого употребления Ха-элохим вновь встречается в следующей главе Бытия.

Рассказывая о событиях в дни правнука Еноха, Ноя, Моисей опять перед словом "Бог" употребляет определенный артикль — и опять, несомненно, с глубоким смыслом.

Сыны Ха-элохим — люди, отказавшиеся поклоняться идолам и сохранившие верность одному истинному Богу — свернули на другой ложный путь: стали практиковать многоженство. Эти люди, отвергнувшие общепринятое поклонение многим богам, не устояли перед искушением брать себе в жены много женщин. Они нарушили Божье учение о том, что мужчина должен стать одной плотью только с одной женой, и стали одной плотью со многими женами.

Тщательно составленный еврейский текст указывает на то, что именно монотеизм предшествовал политеизму, а не наоборот. Мы находим убедительное свидетельство верности Еноха одному живому Богу, когда все вокруг предались идолопоклонству.

Позже, в дни Ноя, случилось так, что некоторые из остававшихся верными истинному Богу в учении перестали следовать Ему в нравственности.

ЭЛ ЭЛИОН: "БОГ ВСЕВЫШНИЙ"

Еще одно описание Божества мы находим в Быт. 14:18:

"И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего [Эл Элион]".

Здесь впервые в Библии Божество называется словом Эл. Вероятно, первоначальное его значение — "сильный" или "могущественный". Благодаря Божьей силе это слово стало означать "Бог".

Мы уже видели, что первое ветхозаветное описание Божества, Элохим, означает "достойный поклонения". Теперь мы встречаем другое еврейское слово, Эл, которое тоже означает Бога, но с указанием на силу.

В Быт. 14:18 мы видим соединенное со словом Эл, имеющим значение "сильный", описательное имя Бога, дополняющее определение Божества: Элион.

Элион означает нечто величественное, возвышенное, самое высокое, верховное. Отсюда следует, что это ветхозаветное определение Божества обращает внимание на Его силу и превознесенность.

Хотя Бог обитает в высоком и святом месте (Ис. 57:15; 66:1), Быт 14:18 говорит о Нем, как мы бы говорили о национальном вожде, главнокомандующем. Бог, таким образом, описывается как имеющий полную верховную власть.

Контекст, в котором Божество впервые названо Эл Элион, "Бог Всевышний", указывает на две особые области, над которыми Сильный имеет полную власть. Бог прославляется как хозяин и владыка небес и земли.

Как Верховный Командующий, Он смог при помощи всего лишь 318 человек разгромить войска четырех царей (Быт. 14:14-16).

Очень точное описание Божества используется в точности там, где нужно. Сильный безраздельно владеет Своей личной собственностью — небесами и землей вместе со всеми их обитателями. Его нельзя привести в смятение и разгромить силами четырех непокорных армий.

ЭЛ ШАДДАЙ: "БОГ ВСЕМОГУЩИЙ"

Говоря с Аврамом, Господь назвал Себя еще одним словом, отражающим Его силу. В Быт. 17:1 впервые появляется выражение Эл Шаддай, "Бог всемогущий".

То, что Бог назвал Себя Шаддай, представляет собой значительную трудность для толкования, ибо очевидно, что слово это происходит от глагола, смысл которого "делать что-то в ярости, разорять, разрушать".

Однако в контексте первого использования слова Шаддай нет никакого насилия и разорения, а есть просто демонстрация Божьей способности делать то, что Он сказал.

В контексте мы видим, что Эл Шаддай был силен:

  • дать сына столетнему старцу
  • силен сделать бесплодную и безутешную (Ис. 54:1) девяностолетнюю женщину матерью
  • силен произвести от Авраама и Сарры народы

Эл Шаддай обещал:

6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
(Быт.17:6)

Слово Шаддай однозначно указывает на силу и могущество, но, очевидно, это качество не всегда направлено на разорение и разрушение. Контекст первого употребления этого слова в священном тексте позволяет с доверием отнестись к его общепринятому переводу: "всемогущий".

Нет силы больше, чем у Бога. Поэтому всякая сила на земле, под землей и над землей должна зависеть от воли, подчиняться ей и быть подвластной воле Сказавшего Авраму: "Я Бог всемогущий".

Зная, что Бог всемогущ, Аврам мог не сомневаться в любом заверении Эл Шаддай. Аврам был уверен, что такой Бог исполнит Свое обещание. Поэтому, уповая на силу Бога всемогущего, "Бога, Кто дарует жизнь мертвым и по воле Кого случается все то, что еще не случилось", Авраам "верил в Бога и потому все же надеялся. Потому-то он и стал отцом многих народов" (Рим. 4:17, 18; СП).

После многих трудностей и спустя почти два тысячелетия Господь, никогда не забывающий, но всегда идущий к исполнению Своего обещания в соответствии со Своей непостижимой тайной, сделал Авраама отцом многих народов.

Те, кто принадлежит Христу, независимо от цвета кожи и крови, являются семенем Авраама и наследниками по обетованию (Гал. 3:26-29). Бог доказал, что Он — Эл Шад-дай, "Бог всемогущий".

ЭЛ ОЛАМ: "БОГ ВЕЧНЫЙ"

Бог не ограничен не только в силе, но и во времени. Это отражено в имени, которым Он назван в Быт. 21:33: Эл Олам, "Бог вечный".

Слово олам происходит от глагола со значением "прятать, скрывать". В принципе, олам может означать "скрытое время", "неопределенное время" или "неограниченное время". До какой степени не ограничено время олам, должен определять контекст.

Иногда олам бывает ограничено

Почти всегда то, как слово олам употребляется в тексте, ясно показывает, какое ограничение имеется в виду.

  • Например, в Чис. 10:8 Аароновы священники должны были трубить в трубы, и это постановление было олам ("вечным"). С тех пор, как это постановление было оглашено, прекратило свое существование даже все Аароново священство.
  • Подобным же образом, омовение рук и ног в умывальнике перед святым местом (Исх. 30:21) тоже было провозглашено олам (вечным), но уже многие века нет ни умывальника, ни святого места, ни священников.
  • То же касается обрезания (Быт. 17:13; см. также Гал. 6:15) и соблюдения субботы (Исх. 31:16; см. также Кол. 2:16): эти заветы были олам (вечными), как и пребывание Ионы в желудке рыбы (Иона 2:6; см. СП). Поэтому иногда сам текст показывает, что олам может быть кратковременным.

Нельзя ограничить Бога

Эл Олам, "Бог вечный", нигде не ограничивается во времени.

  • Он — вечно Живущий (Ис. 57:15)
  • Он — от века до века (Пс. 89:2, 3)
  • Он — Единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:16)!
  • Он Твердыня вечная (Ис. 26:4)
  • и Ветхий днями (Дан 7:9).

Нельзя ограничить Божьи свойства

Как Сам Бог не имеет ограничений во времени, так безграничны и Его олам (вечные) свойства.

  • Вечны Его имя (Исх. 3:15),
  • Его любовь (Иер. 31:3),
  • Его милость (Пс. 102:17),
  • Его слава (103:31),
  • Его истина (Пс. 116:2)
  • и Его правда (Пс. 118:142).

Нельзя ограничить Его Сына

Как Бог Отец, так и Его Сын происходит из начала, из олам — "от дней вечных" (Мих. 5:2).

  • Сам Иисус Христос назван "Отец вечности" (Ис. 9:6)
  • Лета Его не кончатся (Евр. 1:10-12)
  • Он вчера, сегодня и во веки веков Тот же (Евр. 13:8)

Бесконечная вечность, принадлежащая Христу, показывает, что отношение Отец-Сын всего лишь иллюстративно, ибо сын не может быть одного возраста с отцом.

Статья по теме: Как распознать образный язык?

К тому же, если бы Иисус был в буквальном смысле сыном, то в соответствии с человеческим пониманием этих слов потребовалась бы и божественная мать. А Мария хоть и была матерью Иисуса-человека, как Логос-Слово, которое было Бог, Он существовал еще до рождения Марии (Иоан. 1:1-3).

Поэтому отношение Отец-Сын необходимо воспринимать как фигуральное. Говорить о Христе как о "рожденном от вечности" неверно, потому что это выражение содержит противоречие; да и само слово "рожденный" в данном случае представляет собой неправильный перевод[4].

[4]Моногенес (Иоан. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Иоан. 4:9) буквально означает не "единородный", а "единст­венный в своем роде, уникальный".

Кроме того, если Божество подобно человеческой семье, тогда неизвестно, какое положение в этой семье занимает Святой Дух. Поэтому семейной терминологии нужно придерживаться, всегда памятуя о том, что это только иллюстрации, если мы не хотим наложить на Христа временные рамки.

Нельзя ограничить жизнь, которую дарует Бог

Жизнь человека перестала быть вечной, когда он был изгнан из Эдемского сада. Он больше не мог "взя[ть]… от дерева жизни, и… вку-си[ть], и… жить вечно" (Быт. 3:22).

Иисус Христос, живущий вечно без ограничений, возродил человека; Он снова открыл ему доступ к дереву жизни, которое находится в Божьем раю (Отк. 2:7). Такая жизнь придет по воскресении человека в последний день (Иоан. 6:40).

Вечная жизнь, которую Бог вложил в Своего Сына (1 Иоан. 5:11), так же вечна, как Сам Сын; это жизнь без умирания (Лук. 20:36; см. Иоан. 3:16), нетленная и бессмертная (Рим. 2:7; 1 Кор. 15:51-55).

Нельзя ограничить продолжительность мучений непокорных

Для некоторых обернется трагедией, что мучение и наказание тех, кто упорствует в своем неповиновении истине, будет бесконечным (Рим. 2:8). Как приятная жизнь с Богом на небесах будет вечной, так и мучение с дьяволом и его ангелами в аду не будет иметь конца (Мат. 25:41, 46; 2 Фес. 1:6-9).

Люди тешат себя мыслью, что пребывание в аду временно, а небеса вечны. Однако та же Библия, которая учит о вечных небесах, говорит и о вечном аде.

Если воспринимать буквально иллюстрацию о нечестивых, которые будут гореть, как солома, так что не остается у них ни корня, ни ветвей (Мал. 4:1), тогда придется отвергнуть историю о посмертных мучениях богача (Лук. 16).

После смерти происходит уничтожение тела, но не души. Если кто-то ограничивает время пребывания в аду, то он тем самым ограничивает и время пребывания на небесах.

Из Писаний становится ясно, что слово олам, "вечный", иногда употребляется с контекстуальными ограничениями. Однако Библия не ограничивает существование Бога, Христа, Божьи качества, дарованную Им жизнь и вынужденное наказание.

Когда Авраам построил жертвенник и посвятил его вечному Богу, он верил, что тоже станет вечным в лучшей стране — то есть в стране небесной (Евр. 11:14, 15).

ЭЛ-ЭЛОХЕ-ИСРАЭЛ: "БОГ, БОГ ИЗРАИЛЕВ"

В Быт. 33:20 Иаков дал особое имя Богу: Эл-Элохе-Исраэл, "Бог, Бог Израилев". Благополучно добравшись до Сихема, Иаков поставил жертвенник и назвал его так в честь Бога (Быт. 33:18-20).

Когда Иаков родился, он держался за пятку своего брата Исава. Поэтому его и назвали Иаков, что означает "ухватившийся за пяту". Хваткая, лживая натура была отличительным свойством Иакова.

  • Он обвел Исава вокруг пальца и завладел правом первородства.
  • Потом он обманул своего отца Исаака, получив также и благословение, которое Исаак хотел дать Исаву.

Первые сорок лет своей жизни Иаков был вот таким хватким и лживым человеком. Не удивительно, что Исав возненавидел своего лживого брата и задумал убить его.

Иаков в панике бежал от гнева Исава (Быт. 27:41-44; 28:5). Позже, когда он лежал на земле близ города Луз, во сне к нему явился Господь и утешил его (35:6-15).

Очевидно, Иаков покаялся в своих грехах и дал обет служить Господу. Двадцать лет он прожил в Сирии, помня о своем обете. Он больше не обманывал и не мошенничал, как прежде, а прилагал все усилия к тому, чтобы быть честным.

Когда он смотрел за стадами Лавана, "растерзанного зверем он считал своим собственным убытком" (Быт. 31:39). Иаков стал другим человеком. Он поистине обратился и старался жить достойно.

Когда преобразившийся Иаков возвращался в Палестину, все еще боясь Исава, в его мыслях был не обман, а милость и молитва.

"Избавь меня, — умолял он Господа, — от руки брата моего"
(Быт. 32:11).

После того как Иаков всю ночь боролся с Богом в человеческом обличье, Господь изменил его имя.

В предыдущие двадцать лет жизни имя "Иаков" было уже несправедливо по отношению к нему. Поэтому теперь Бог назвал его Исраэл, "Израиль", что значит "Борющийся с Богом".

Давая Иакову новое имя, Господь так пояснил его:

"Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь"
(Быт. 32:28).

Слово "Израиль" стало означать "Божий князь".

Этот изменившийся человек, теперь Божий князь, по-доброму встретился с Исавом и с миром вошел в Ханаан. Он купил себе землю и в смирении и благодарности поставил жертвенник Богу. Как и подобает, он назвал его Эл-Элохе-Исраэл, "Сильный, Достойный поклонения, Сильный князя".

Когда Иаков возложил первую жертву на жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, для него это, наверное, было особо значимое богослужение. Израиль твердо верил, что Бог специально послал ангела (Быт. 48:16), чтобы тот заботился о нем, спасал от всякого зла и благополучно привел его обратно в Ханаан.

ЭЛ-БЕТЭЛ: "БОГ ВЕФИЛЯ"

В Быт. 35:7 говорится, что Израиль назвал еще один жертвенник в честь Бога: Эл-Бетэл, что значит "Бог Вефиля".

По пути из Сихема, где был освящен жертвенник Эл-Элохе-Исраэл, Израиль подошел к тому самому месту, где когда-то его — одинокого, подавленного и испуганного — утешил Бог.

Это место называлось Луз, и тогда Иаков переименовал его в Вефиль, что значит "Дом Божий".

Через двадцать лет, возвращаясь той же дорогой, Израиль поставил еще один жертвенник в благодарность Богу за его посещение и обещание. Он назвал его Эл-Бетэл, что значит "Бог Вефиля".

Тот Бог, который впервые явился Израилю в Вефиле и обещал позаботиться о нем, сдержал Свое слово. Израиль опять с миром пришел в то место, откуда начал свое путешествие. Он был исполнен благодарности. Возложив жертву на Эл-Бетэл, Израиль еще раз с великой благодарностью и признательностью восславил Бога.

Источник: https://bible-help.ru/pervoe-imja-boga/

Источник: zen.yandex.ru

Прежде чем появиться во всех крафтовых барах мира, эль прожил насыщенную событиями жизнь. Чего в ней только не было — и люпины, и солома, и кожаные штаны, и монастыри, специальное стекло, Америка и Индия. Разбираемся по порядку. 

Эль известен с XV века, именно элем в Средневековье нельзя было отравиться (обычной водой — легко!). Эль считался очень ценным. Предположительно, слово "эль" переводится как "опьянение" — оно сохранилось в нескольких скандинавских языках. Верховое брожение при высоких температурах удешевляет производство элей, в отличие от лагеров — здесь необходимо понижать температуру, да еще и хранить потом где-то получившийся напиток. С элем все просто: сварил — выпил. 

Именно в Средние века возникло деление на два типа — "маленькое пиво" и "большое пиво", или крепкое. Первое могли пить практически все, включая детей, а вот второе предназначалось уже для взрослых. Эль варили для самих себя.

Вино считалось напитком богачей, эль — бедняков. Эль упоминается как напиток для бедных наравне с хлебом по значимости. В учебном пособии Эльфрика Грамматика, автора учебника по произношению латинского языка, есть цитата. Он спрашивает своего ученика, Бату: "а что касательно вина, пьешь ли ты его?", на что Бата отвечает: "я не настолько богат, чтобы позволить себе вино. Его не пьют мальчишки и дураки, оно для взрослых и мудрых".

В Англии того времени нет никакого упоминания о варке эля. Зато есть четкое понимание, как с ним быть, если что-то пошло не так: "если эль испорчен, возьмите цветы люпина, расположите их по всем четырем углам, и над дверью,  на пороге, над чаном с элем, а в сам эль вылейте святой воды". А еще эль упоминаются в песнях о Робин Гуде. В них есть такая строка: "через столетия буду я петь хвалу коричневому октябрьскому элю".  

Три сорта и бокалы

В 8 веке даже в Швейцарии была пивоварня, которую основали выходцы из Ирландии. Она была известна своим садом с лекарственными травами, на основе которого создали лечебную базу. При монастыре также были три разных пивоварни, варившие совершенно разное пиво. Оно делилось на три разных типа: прима мелиор для монахов и VIP-персон, секунда для светских братьев, и тертиа для просящих милостыню и пилигримов. Пиво различалось по содержанию градуса, и есть подозрение, что и по вкусу тоже. 

Первое употребление слова "эль" пришло в Англию из Дании: именно от их слова "ol" это название и взялось. Церковь всегда играла ведущую роль в распространении пива. В англосаксонском мире даже была четкая детализация по видам напитков: было вино, мед, пиво и беор. Причем сначала по престижу шло вино, за ним беор, потом мед и пиво.

В англосаксонских документах упомянуты 11 типов эля. Эль всегда варили для домашнего использования, и были несколько пивоваров-любителей, которые его создавали. Но были и такие места, где эли варили профессионалы, они же следили за бизнесом и его созданием.

Эль поглощали в огромных количествах, и он никак не влиял на сознание людей. Были и сказки про некую вдову, которая наварила эля как благотворительный напиток для церквей. Существовали законы, регулирующие количество эля. Юристу разрешалось выпить в обед 6 пинт, клерку — 3. В ирландской литературе эль упоминается почти постоянно. В "Политической анатомии Ирландии" сэра Уильяма Петти 1691 года говорится о том, что уже тогда в Ирландии "было 4000 семей, 1180 домов эля и 91 публичная пивоварня". 

В 10 веке Голландия находилась как часть Римской империи под владычеством императора Шарлеманя. При нем строились монастыри, в которых распространялось пивоварение. Там же было лучшее оборудование. Монастыри были единственными учреждениями, где процветало промышленное пивоварение. Тогда использовалась такая штука, как gruit — это была смесь трав, разных добавок, она придавала пиву специфический вкус.

Первыми стали использовать эту смесь трав именно в монастырях. И чуть позже именно монастыри придумали налоги, а также заменили этот самый gruit на хмель: во-первых, пиво тогда можно было производить в промышленном масштабе, во-вторых, хмель помогал ему лучше храниться. Пиво с хмелем стало статусным напитком, потому как пиво, сваренное с gruit, предназначалось для бедняков. 

Первоначально никто не был готов к хмелю,  и даже есть легенды, что один из королей запретил его добавлять, а к пиву на основе хмеля относились, как к заморской диковинке. Но постепенно в диковинку поверили: хмель служил консервантом и предохранял пиво от порчи.

До 1760 года крепость пива нельзя было определить, потом изобрели гидрометр. Градус пива был делением по престижности: очень крепкое пиво, как правило, пили те, кто занимал положение выше. В 18 веке отношение к пиву было немного иным, чем сейчас: пиво подавалась только из премиальной посуды (вот тут винные снобы, несомненно, всплакнули) маленького размера, украшенной изображениями хмеля и ячменя. Пили пиво в крошечных объемах, и подавали всегда в стекле.Такая  коллекция посуды есть в Бертон-на-Тенте, в музее хранится посуда 1760 года. 

Штаны и шесты

Как проверялось качество эля? В 1309 году были так называемые "элевые коннеры". Это были дегустаторы эля, в обязанности которых входила проверка качества подаваемого эля. Делалось это так: наливали кружку эля, выплескивали ее в специальный бассейн, после чего садились в него. Сидели полчаса, не меняя позы. Одеты элевые коннеры были в кожаные штаны. Если спустя полчаса они могли встать, и кожа не прилипала к скамейке — они пили эль отличного качества.  

Если же встать было невозможно, то сразу же становилось ясно, что в эле еще что-то недобродило, ферментация неокончена. Элевый  коннер устанавливал цены на этот напиток, и они часто зависели от процента алкоголя и стоимости зерна.  

Когда посещать заведение, чтобы оценить качество эля? Об этом сигнализировал так называемый "элевый шест": элевый коннер приходил к таверне и видел длинную палку, которая торчала из здания, и указывала на посещение элевого дома. К концу элевой палки привязывали куст (обычно  палку обвивали плющом). Но все зашло настолько далеко, что не только элевые таверны привязывали такую палку к дому: этим занимались также и простые гостиницы, в которых эля не было — тут торговали вином. Дошло до абсурда: палки были такие длинные, что сбивали всадников с коней, и даже обрушивали часть здания! Пришлось ограничивать длину палок. 

Женщина, война и солод

Любопытный факт: во времена Стюартов работа с пивом считалась сугубо женским делом: леди платили за это мало, они сами его продавали, это была работа с низким социальным статусом. 

И это — несмотря на то, что чуть позже пиво стало настолько распространенным и статусным продуктом, что уже к концу 15 века количество женщин в профессии можно было сосчитать по пальцам. Причем гораздо быстрее количество женщин убывало в крупных городах. 

В начале XVIII века вовсю шла война Англии с Францией, и возникали проблемы с варкой пива именно поэтому: чтобы хоть как-то отбить затраты на ведение войны, прибегали к хитростям и обложили налогом варку пива. Пивовары в ответ начали хитрить, и продумывать такие вещи, как уменьшение количества солода, ведь именно солод обкладывали налогами. 

Бледный и темный

Портер и эль шли ноздря в ноздрю по популярности, пока в 1889 году публика устала от тяжеловесов-портеров с большим количеством хмеля, и вместо этого пересела на эль. Поспособствовал и тот факт, что портер начали в те времена подделывать, так что публика от него решила отвернуться. И налоги на солод тогда стали меньше, потому пивовары стали придерживаться следующего девиза — "покупай лучшее и вари лучшее". Потому и появился бледный эль.

Вдобавок все стали верить цвету — в отличие от портера, бледный эль было тяжелее подделать. Название Pale Ale впервые возникло в 1828 году: именно тогда этот тип эля отправился за границу под названием "бледный индийский эль". Вариации одной из фирм, отправлявших пиво в Индию, получались отличными, и доставлялись в страну свежими. Вот так и родилось название IPA. 

Правда, на данный момент бледный призрак прошлых IPA — то, что варят сейчас пивоварни. Это нечто слишком водянистое.

История самого эля началась именно с торговли хмелем: сразу за Лондонским мостом (за рынком Боро), на южном берегу Темзы, осели датские эмигранты, и начали торговлю хмелем. Сейчас это место называется Hop Exchange, и вход туда украшают диковинные ворота, украшенные двумя эмблемами, белой лошадью Кента и цветами хмеля. Хмелем там больше не торгуют, но место осталось.

Так что такое бледный эль, почему именно бледный? Есть предположение, что первые такие эли были просто чуть коричневыми по цвету, бледно-коричневыми. Есть еще и предположение, что для этого эля использовалась солома в качестве топлива, но на самом деле это не так, использовался уголь. Он был дороже, и контролировать его было гораздо проще, чем ту же самую солому и дерево — они горели неравномерно. Уголь был дорог, использовался он в основном богатыми, потому и бледный эль варился для богатых. Первый бледный эль появился в 1623 году.

Пиво, шелк и пряности

История Indian Pale Ale (IPА) берет свое начало в 1752 году — как раз в это время он впервые был сварен он на шотландских пивоварнях. Такой эль тогда варился для экспорта в Индию, никто в Шотландии особенно и не задумывался о том, чтобы отправить свое пиво в Индию. Тогда для пивоваров отправлять свое пиво в Индию было выгодным предприятием: стоимость транспортировки была низкой, а взамен можно было вывезти шелк, специи и драгоценности.

Первым человеком, который додумался сварить именно индийский бледный эль, был Ходжсон. До него, конечно, много кто варил индийский бледный эль, но придумать для индусов свой собственный рецепт эля мало кто додумывался. Эль был охмеленнее и кислее, чем обычные напитки. Градус алкоголя в эле был меньше, чем обычно. Настоящий IPA еще полгода выдерживался. Есть предположение, что шесть недель путешествия в Индию были достаточны для выдержки такого типа пива. 

История про то, что пиво варилось таким специально, чтобы пережить долгое и нудное путешествие в Индию — не более чем миф. Нет вообще никаких упоминаний о том самом рецепте IPA, который варился и отправлялся в Индию. Упоминания — не более чем сборник слухов от колонистов Индии и пивоваров того времени. В Англии даже был своего рода специальный кружок, в котором состояли люди, интересующиеся историей воссоздания оригинальных элевых рецептов.

Есть так называемые IPA-hunters — люди, которые занимаются восстановлением определенных  старинных рецептов и даже устраивают по ним конференции. Но проблема оказалась вовсе не в том, чтобы найти рецепт: она в том, чтобы его сварить на основе современных технологий. 

Пивной концентрат, лед и портеры

Пиво в то время экспортировалось в страны Америки и в колонии Англии. Многим крошечным пивоварням в Англии эль помог распространиться по всему свету. Но не все пиво добиралось до Индии. Оно иногда прибывало испорченное, мутное, плоское — есть даже отчеты о том, что такой продукт просто выливали в гавань.

Крепкое пиво лучше переживало долгие морские путешествия, поскольку наличие хмеля в пиве помогало. Как только пиво стали экспортировать, выросла и популярность крепкого пива. Путь в Индию занимал шесть месяцев, и основные проблемы были связаны, с тем, что пиво дважды пересекало экватор, корабль качался на волнах, в пиве могли развиться какие-то дефекты. 

Пивовары понимали, что у крепкого пива есть больший шанс пережить путешествие, и даже пускались во все тяжкие, придумывая отправлять через океан пивной концентрат. Моряки даже пытались заморозить пиво и в конце путешествия просто разводить водой, но результат не вдохновил никого. То ли пиво портилось, то ли просто плохим на вкус получалось, но дальше никто так и не пошел. Судя по тем репортажам, что приходили из Индии в то время, пиво того времени на вкус было довольно крепким. Что позволяет предположить — все-таки за границу отправляли крепкое.

Есть предположение, что для отправки в Индию пивовар Ходжсон изобрел новый вид пива — очень крепкое, с удвоенным содержанием хмеля. Но это не так. Ходжсон отправлял в Индию один из стандартных видов пива. Разница заключалась в том, что за границу отправлялось пиво, которое могло пережить подобное путешествие — утоляющий жажду светлый эль, который выпускался, хранился год, и сразу грузился на корабли. Так он мог пережить долгое путешествие и выдерживался по дороге.

Ходгсон содержал портерную пивоварню. Помимо эля, портер также отправляли в Индию, так что нет никаких указаний на тот факт, что только IPA доезжал до Индии. Портер завозился для англичан — в жарком и влажном индийском климате куда приятнее было пить светлое, чем темное. Если просмотреть все газеты того времени, газету Калькутты, например, нигде нет ни малейшего упоминания об IPA вообще. Появляется это упоминание только спустя сто лет. 

Американская мечта

American Pale Ale — разновидность эля, впервые была выпущена в 1980 году. В его состав входили американские виды хмеля, а содержал он обычно 5% алкоголя. Крупнейшие фермы хмеля расположены в Айдахо, Вашингтоне и Орегоне. С 2007 года в разработке 161 гектар полей хмеля. Американские сорта — это Cascade, Amarillo, Centennial, Chinook, Citra, Columbus, Nugget, Simсoe и Tomahawk. Дикие сорта хмеля также есть в Мичигане, но пивовары не отваживаются их использовать, так как они не знают, как они повлияют на вкус пива. 

Источник: WineStyle.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.