Апсны перевод с абхазского

Апсны перевод с абхазского

Виноделие в Республике Абхазия имеет 5000-летнюю историю. На сегодняшний день археологи продолжают находить глиняные сосуды и кувшины, в которых созревало вино. Также были найдены бронзовые статуэтки в виде человека, который держит в руках бараний рог. Ученые назвали эту находку «бомборским винопийцей» и сейчас этот символ размещен на этикетке красного полусладкого вина Апсны.

Несмотря на такую многовековую историю, промышленное производство абхазских вин началось только в 1925 году, а рассвет припадает на 1960 год. Сегодня вина Абхазии неоднократно удостаивались высоких наград на международных и российских конкурсах.

Если говорить о производителях, то все дороги ведут к одной компании – «Вина и Воды Абхазии», год основания – 1930. Она является монополистом на абхазском рынке. Конечно, еще есть небольшие семейные предприятия, но для того чтобы попробовать их продукт следует отправиться в винный тур в абхазскую республику.

Вся многогранность и прелесть вин Абхазии воплощена в ассортименте, который включает в себя 11 наименований.

Апсны перевод с абхазского

Букет Абхазии


Это визитная карточка абхазского виноделия, производится с 1929 года. Красное десертное вино изготавливается из винограда сорта Изабелла.

Букет Абхазии имеет темно-гранатовый цвет и мягкий бархатный вкус с ярко выраженными нотками фруктов. В аромате доминируют вишневые оттенки.

Крепость – 16%. Хорошо сочетается с десертными и фруктами.

Радеда

Это красное сухое вино, как и Букет Абхазии, производится из чистого винограда сорта Изабелла. Назван напиток в честь свадебного абхазского гимна молодоженам. Эту песню исполняют в честь невесты, когда она переходит порог дома жениха.

Вино производится по классической технологии с 2002 года и обладает рубиново-пурпурным цветом. Во вкусе улавливаются земляничные оттенки.

Крепость – 10%. Рекомендовано подавать к мясным блюдам.

Амра

В переводе из абхазского название напитка означает «солнце». Полусухое вино производится из купажей отборных ягод красных сортов винограда.

Вино рубинового цвета имеет очень гармоничный, легкий вкус и ярко выраженный аромат винограда.

Крепость – 11%. Замечательно сочетается с мясными блюдами кавказской кухни.

Апсны

Красное полусладкое вино производится с 1970 года из трех сортов винограда: Саперави, Мерло, Каберне Совиньон.

В переводе Апсны означает «страна души», что очень символично — абхазы так любят называть свою Родину.

Красивый гранатовый цвет вина раскрывается в насыщенном бархатном вкусе и ароматных нотках темных ягод.

Крепость – 11%. Хорошо сочетается со сдобной выпечкой и фруктами.

Лыхны


«Князь абхазских вин», так еще величают это красное полусладкое вино. Производится напиток из винограда сорта Изабелла с 1962 года.

Лыхны носит название небольшого поселка, в котором находится руина дворца абхазских правителей и самая древняя церковь, она была построена в XX веке.

Вино обладает насыщенным рубиновым цветом, мягким и слегка терпковатым вкусом с длительным послевкусием. В аромате улавливаются земляничные нотки, которые дополняются оттенками подсохшей розы.

Крепость – 10%. Данное вино можно подавать вместе с фруктами, десертами и мясными деликатесами.

Эшера

Полусухое красное вино Эшера названо в честь небольшого села, в котором готовятся лучшие домашние вина Абхазии.

Вино производится по традиционной технологии из купажа сорта Изабелла с другими красными сортами винограда.

Гармоничный и легкий вкус вина обладает рубиново-красным цветом и характерным для Изабеллы ароматом земляники.

Крепость – 10%. Рекомендовано подавать к блюдам из птицы и красного мяса.

Чегем

Красное сухое вино имеет глубокий малиново-черный цвет и мягкий, слегка терпковатый вкус с пикантной горчинкой в послевкусии. В букете ароматов присутствуют земляничные оттенки, которые дополняются нотками сухих черных ягод и чернил.

Вино носит название одноименного города в Абхазии с невероятно красивыми пейзажами.

Производится с 2002 года из отборных купажей красного сорта винограда Изабелла.

Крепость – 11%. Принято подавать к мясным блюдам.

Псоу


Белое полусладкое вино названо на честь реки, которая протекает возле границы России и Абхазии.

Псоу производится с 1962 года из белых сортов винограда: Цоликаури, Рислинг и Ркацители.

Вино обладает красивым соломенным цветом, мягким вкусом и легким цветочным послевкусием.

Крепость – 10%. Идеально подходит для аперитива. Также это вино можно сочетать с десертами, фруктами или легкими салатами.

Диоскурия

Это сухое белое вино названо в честь античного городка, который находится на побережье Черного моря в городе Сухум.

Производится Диоскурия из отборных сортов белого винограда:Алиготе, Рислинг, Ркацители.

Легкое ароматное вино бело-золотистого цвета с интересным цветочным вкусом, который оттеняется травяными акцентами.

Крепость – 11%. Это вино хорошо сочетается с закусками, салатами и мясными блюдами.

Анакопия

Свое название вино получило в честь столицы Абхазского царства, которая являлась резиденцией абхазского князя Леона и начало выпускаться в 1978 году.

Цвет вина имеет светло-соломенный оттенок.

АБХАЗИЯ. Обоссанные святыни Лыхны (фотоотчёт)


Во вкусе улавливается тонкий цветочный привкус и аромат.

Производится вино Анакопия из винограда сортов: Рислинг и Ркацители.

Крепость – 10%. Если говорить о гастрономических сочетаниях, то морепродукты идеально подойдут к этому белому вину.

Кагор Новый Афон

Это красное, сладкое вино было создано с благословения Абхазской Епархии из винограда сорта Каберне Совиньон (80%) и других местных сортов (20%).

Кагор имеет насыщенный красный цвет с рубиновым оттенком и бархатистый вкус с пряным, длительным послевкусием. В аромате присутствуют мягкие нотки сливок.

Крепость – 16%. Рекомендовано подавать его в качестве аперитива в сочетании со сладостями, орехами и сухофруктами.

Также Кагор Новый Афон подойдет для сопровождения великих православных таинств, например, Венчания или Литургии.

Понравилось? Поделись:

Нашли ошибку или есть что добавить?
Сообщите нам Актуальность контента:
22-03-2018, 10:00

Смотри еще

Апсны перевод с абхазскогоЛикер Бисквит: обзор вкусов, состав и проивзодительАпсны перевод с абхазскогоКоктейли с мартини (вермутом): 30 рецептов с фотоАпсны перевод с абхазскогоКак выбрать натуральное вино: 11 советов от сомелье
Апсны перевод с абхазскогоРазница между вином и винным напитком: коротко и ясноАпсны перевод с абхазскогоИтальянское вино: что значит DOCG, DOC, IGT, VdT + 7 популярных марокАпсны перевод с абхазского Контакты

Разрешается частичное копирование материалов сайта с упоминанием vzboltay.com

Лыхны (груз. Лихни, ) — крупное село около Гудауты. По некоторым данным даже самое крупное в Абхазии. Самое знаменитое и посещаемое село района, которое дало название вину "Лыхны". Классический пример гудаутского села: очень небедное, с ухожеными садами и красивыми коттеджиками. Знаменито дворцом князей Шервашидзе, Успенским храмом, языческим святилищем и кое-какими пафосными памятниками.

Апсны перевод с абхазского

Руины дворца Шервашидзе в селе Лыхны

История

Село, если существовало около 500 года, то находилось в самом центре царства Абазгия, и даже столица этого царства некоторое время была здесь. Потом столица смещается в Анакопию и Кутаиси, но Лыхны остаётся важным местом и в Х веке здесь строят большой храм, известный сейчас как храм Успения Богородицы в Лыхнах. Этим архитектурным памятником село известно по сей день. В эпоху грузинского "Золотого века" правители Абхазии жили в Сухуми, а в монгольскую эпоху Грузия распалась на части, Абхазия стала полунезависимым княжеством, начались конфликты с мегрелами и князья перенесли резиденцию в Лыхны. Так начались лучшие годы этого села и длились они  лет 500. Князья жили в Лыхны века с XIV. Именно в это время лыхненский храм был расписан фресками. Потом начинается кризисный XV век, когда Абхазия дехристианизируется, но князья долгое время придерживались христианского вероисповедания, а село осталось последним форпостом христианской культуры.


Но языческие и полуязыческие нравы проникли и сюда. Возможно, именно в эту эпоху около храма появляется языческое "место силы", куда абхазы приходили для общения с "ангелами". Изменился и менталитет народа: средневековый феодализм вытеснился черкесской родоплеменной демократией: на поляне перед дворцом стал собираться народный сход. Так образовался парламент бзыбских абхазов, а поляна получила название "Лыхненская поляна" (Лыхнашта).

В XVI или XVII веке Шервашидзе строят в селе замок в виде башни с пристройками. В XVIII веке правящая династия перешла в ислам, а под конец века князь Келеш-Бей покинул Лыхны и перенёс резиденцию в Сухуми.

Лучшие абхазские вина Лыхны Апсны Псоу и другие

В 1810 году князья признают подданство России. 1821 году российская армия занимает Лыхны и поселяет здесь князя Омар-Бея. В тот же год в лыхненском храме хоронят умершего князя Сафар-Бея, православного христианина, которого в Абхазии никто не любил.

Дворец перестраивают и расширяют. Несколько лет село жило на осадном положении, время от времени отбивая атаки абхазов.


После 1830 году положение в стране успокаивается, но в 1866 году в селе вспыхивает восстание, известное как Лыхненское. В России отменили крепостное право и местная администрация собрала в Лыхнах крестьян, чтобы сообщить им, что они свободны и что им необходимо выкупить свою землю. Абхазы поняли это как вымогательство, напали на администрацию и убили российского полковника Коньяра, который сейчас похоронен около лыхненского храма. Восстание быстро подавили, а дворец разрушили, как символ сепаратизма.

В 1877 году пришла турецкая армия, и абхазы выступили на стороне турков. За это им был присвоен официальный статус "виновных", который был снят только после Первой русской революции. Это произошло тут же, в Лыхнах,  в июне 1907 года.

Современность

В наше время село Лыхны растянулось на 6 километров в длину и непосредственно граничит в Гудаутой. Если вы пойдёте на север от сухумской трассы, то примерно 600 метров будут тянуться гудаутские дома, а затем будет 3 километра лыхненских домиков, после чего вы попадаете в центр. Большая поляна справа от дороги — это та самая Лыхнашта, место народных сборов. За ней видна каменная серая руина — это дворец Шервашидзе. Севернее — бежевый храм — это лыхненский храм. Так же можно увидеть несколько пафосных мемориалов. Так как Лыхны очень протокольное место, часто посещаеммое чиновниками, то здесь возвели памятники героям грузинской войны.


Громадное многоэтажное здание на краю поляны — это что-то вроде дома культуры. Оно давно заброшено и забыто. Между домом культуры и дворцом — небольшой домик с плетёными стенками. Здесь такие называют "пацха". В теории около поляны для сборов таких пацх должно быть много, но в Лыхнах только одна. В целом, лыхненская поляна невыразительна. Моквинская поляна гораздо интереснее.

Около лыхненского храма сейчас растут три большие липы. Они известны как "царские липы". Они ещё помнят лыхненское восстание 1866 года. Говорят, с одной из них абхазы стреляли в полковника Коньяра.

В Лыхны часто возят экскурсии. Если вам предлагают таковую, то помните — лыхненская экскурсия самая бесполезная, интересного в ней даже меньше, чем в новоафонской. Вам покажут дворец Шервашидзе, который среднестатистического туриста не впечатлит, и Лыхненский храм, который мало кто отличит от ему подобных. Помимо этого вам будут впаривать дорогой мед и халтурное деревенское вино.

Лыхненский храм Успения Богородицы или просто Лыхненский храм — средневековый храм в Гудаутском района Абхазии в черте села Лыхны, возле поляны Лыхнашта и развалин дворца князей Шервашидзе. Интересный и несколько необычный памятник абхазской архитектуры Х века, сильно отличающийся от остальных храмов Абхазии. Так как село Лыхны считается неформальной столицей Абхазии, то и храм обладает особым неформальным статусом.


Апсны перевод с абхазского

Фотография, сделанная в ту эпоху, когда храм не был заколочен в леса и закрыт деревянной крышей.

История

Есть памятники, о которых пишут много, но не по делу. Таков лыхненский храм. Обычно пишут, что он построен в Х веке, но такая датировка мало о чем говорит. Инициатором постройки мог быть абхазский царь Гиоргий II, или Феодосий II, или Леван III, построивший очень много храмов, или картлийский царь Баграт III. До Гиоргия II храмов почти не строили, эпоха была сложная, но по некоторым данным лыхненский — именно начало Х века.

У этого храма есть некоторые архитектурные особенности, которые делают его похожим на храм в Лоо около Сочи и особенно на Зеленчукские храмы в Кабарде. Зеленчукский храм построен примерно в 915 году, а очень похожий Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии — в первой половине Х века. В самой Абхазии таких храмов нет. (В Грузии тоже, не считая подозрительно похожего храма Иоанна Крестителя в Кварели 1890 года постройки)

Так как именно абхазские цари и епископы занимались проповедью христианства на Северном Кавказе (в Алании), то обычно считается, что именно абхазские архитекторы строили северокавказские церкви (не считая осетинских). В этом случае лыхненский храм мог быть образцом. 

Об обстоятельствах постройки мы не знаем ничего. В XIV веке храм был расписан фресками в византийском стиле. Это так называемый "палеологовский стиль", который можно видеть в Имеретии в храме монастыря Убиса. Они фрагментами сохранились до сих пор.


Поздняя история храма известна плохо. В XV веке в Абхазии начинает распространяться черкесская культура и северокавказское язычество, поэтому церковная жизнь постепенно вымирает, а храмы или забрасываются, или правращаются в языческие капища. Но у лыхненского храма была одна особенность: он был расположен прямо у дворца князей Шервашидзе, а они до XVIII века оставались по вероисповеданию православными. Потом они всё же перешли в ислам, но в его либеральной форме. Князь Келеш-Бей, например, не препятствовал крещению своего сына Сафар-Бея. Когда Сафар-Бей умер в 1821 году, его привезли из Сухуми в Лыхны и похоронили при этом храме. Из чего следует, что ещё в эти годы храм функционировал.

После того, как российская армия взяла село и храм под контроль (около 1830 года), церковная жизнь здесь понемногу ожила. В 1855 году император даже подарил храму икону. В 1866 году здесь же около храма началось Лыхненское восстание, и был убит полковник Коньяр. На его могиле построили часовню, которую видно по сей день.

Современность

Храм дожил до наших дней и при этом почти не пострадал. Своды его не рухнули, барабан купола не повредился. И все же 1000 лет не прошла бесследно, так что недавно храм зашили в леса и закрыли от дождя деревянными щитами. 

Обычно пишут, что это обыкновенный крестово-купольный храм. Но он не совсем обыкновенный.

Лыхны (Lykhny) – столовое красное вино из Абхазии

Для начала, у него очень маленький диаметр барабана купола. Сам барабан имеет вид шестигранной башенки с плоским куполом. малый диаметр купола неизбежно делает узкими неф и трансепт. Если говорить проще, то любой крестово-купольный храм в плане имеет форму креста, ширина рукавов которого совпадает с диаметром барабана. Например, огромный барабан собора в Дранде порождает такие же огромные рукава. Лыхненский храм наоборот, имеет узкие неф и трансепт — самые узкие в Абхазии и, наверное, во всем Закавказье. А вот Шоанинский храм как раз такой.

Вторая особенность храма — необыкновенные пристройки с запада и юга, некий гибрид портика и притвора. Таких нет нигде в Закавказье (не считая упомянутого кварельского), зато именно таков Северный Зеленчукский храм. Этот храм — вообще точная копия Лыхненского.

Фото этого портика

Сейчас храм действующий, его посещает довольно много народа, и перед храмом сейчас сделана парковка, кафешка, и сувенирные торговые ряды. В храм можно зайти и посмотреть его знаменитые фрески, хотя фотографировать не разрешается.

Захоронения

Храм интересен двумя интересными захоронениями. Здесь похоронен князь Сафар-Бей Шервашидзе, которого когда-то российские военные уговорили вступить в подданство Российской империи и свергнуть своего брата-исламиста Аслан-Бея. Абхазы считают Аслан-Бея героем, а Сафар-Бея презирают до глубины души. Этот человек продержался у власти 10 лет, не выходя за пределы сухумской крепости. Его сын Михаил стал последним формально независимым князем Абхазии. Абхазию конфисковали у него в 1866 году, а сам князь позже был похорронен в соборе Моква. Его сын Георгий был обычным дворянином Росийской империи, умер в 1918 году и был похоронен тут же в лыхненском соборе. Гиды и путеводители иногда путают Георгия с Сафар-Беем.

Святилище Лых-ныха

Абхазская специфика проявилась в том, что прямо у храма сейчас находится место для языческих жертвоприношений, причем широко известное, входящее в "Семь святилищь Абхазии". такое место называется "Абжьныха", а лыхненская абжныха имеет личное имя: "Лых-ныха". Как и все абжныхи, это просто место, где можно вступать в контакт с "ангелами". 

Иногда пишут, что лыхненский храм был построен на месте древнего святилища. В принципе такое возможно, хотя едва ли память о формах того раннего культа дожили до нашего времени. Абхазское язычество с высокой долей вероятности появилось в XVI веке, при этом оно очень напоминает сильно искаженное христианство. Не исключено, что "Лых-ныха"  возникла тогда, когда службы в храме прекратились, а память о нём как о священном месте была ещё жива. Иными словами, культ Христа превратился в культ храма (как это было с пицундским собором), а потом и в культ места. Но тема эта пока слабо изучена.

Как добраться

Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на  такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

Абхазия славится талантами своих виноделов. Её винзаводы и винокурни производят множество сортов вина на любой вкус. От простых напитков на каждый день, до марочных образцов, способных украсить любую коллекцию. Но среди этого многообразия, особняком стоит вино «Лыхны».

Вина Абхазии

Названное по имени древней резиденции князей Абхазии, оно по праву носит титул «Князя вин Абхазии». Именно этому княжескому напитку посвящен наш сегодняшний рассказ.

Апсны перевод с абхазского

Наследие великих предков

Автором этого замечательного алкоголя считается абхазский князь Ачба, Николай Батович. Как гласит легенда, рецепт был подарком для его жены. Возможно поэтому, «Лыхны» считается «женским» вином.

Настоящая история напитка началась в 1952 году, когда на Сухумском винном заводе были разлиты первые бутылки нового вина.

Спустя некоторое время слава к новому вину пришла очень быстро. Уже через несколько лет на него обратил внимание новый генсек СССР Леонид Брежнев.

После распада СССР Сухумский винзавод перешел во владение компании «Вина и воды Абхазии». Эта компания основана внуком Николая Батовича – Николаем Владимировичем Ачба. Под его руководством завод был переоснащён итальянским оборудованием и поставлен на поток изготовление 11 сортов вин, включая знаменитые «Псоу» и «Лыхны».

Помимо крупного производства, компания владеет 600 гектарами виноградников и селекционным бюро, разрабатывающим новые сорта винограда и улучшающим старые. Неудивительно, что вина Сухумского винзавода становятся лучше год от года. Как говорит сам Николай Владимирович: «Фамилия обязывает».

Характеристика Лыхны

  1. Цвет

    Красное вино «Лыхны» относится к полусладким сортам. Этот напиток цвета рубина изготавливают из винограда сорта «Изабелла», который выращивают в собственных виноградниках компании. Но эта не та «Изабелла», привезенная из-за океана. Ещё в XX веке её скрестили с местными сортами дикорастущего винограда, получив совершенно иной вкус.

  2. Вкус и аромат

    Вкус является наиболее примечательной чертой «Лыхны». Нежный, мягкий и насквозь пропитанный ароматом земляники. Причем земляника отнюдь не является компонентом напитка. Некоторые ценители утверждают, что вкус «Лыхны» похож на грузинский «Киндзмараули», но более тонкий и бархатистый.

  3. Подача

    Перед подачей вино охлаждают до 16–18˚C. Именно такая температура позволяет полностью раскрыть его невероятный вкус.

Другим уникальным моментом «Лыхны» является лёгкость распития. Несмотря на крепость 9–11% пьется оно очень легко. Как говаривал Алексей Косыгин: «Сколько «Лыхны» не пей, вызывает оно лишь оживление за столом, но никак не опьянение». И это действительно так. К тому же, природная чистота сырья облегчает интоксикацию организма и не даёт сколь-нибудь существенного похмелья. Впрочем, это отнюдь не повод упиваться им до потери сознания.

Вино «Лыхны» считается «женским». Оно идеально подойдет для романтического вечера с десертом и спелыми фруктами. Хотя подать его не возбраняется и в чисто мужской компании. Особенно, вместе с мясной нарезкой или тарелкой морепродуктов.

Как отличить подделку

Огромная популярность вина «Лыхны» делает его излюбленной мишенью для мошенников. К счастью существует ряд признаков, по которым вы сможете определить настоящий напиток. Вот они:

  1. Вино «Лыхны» изготавливается только компанией ООО «Вина и Воды Абхазии». Товар от любого другого производителя можно считать поддельным.
  2. Обращайте внимание на этикетку. Она должна быть яркой, выполненной без орфографических ошибок и аккуратно наклеенной. Подтёки клея или неровный принт можно считать признаками подделки.
  3. Ещё одним слабым местом подделок является горлышко. У настоящих вин она наклеена ровно, без пузырей. К тому же на ней отпечатывается срок годности напитка. У подделок он прописан на этикетке, вместе с общей информацией.
  4. Последний пункт – пробка. «Вина и Воды Абхазии» отличаются удлиненными древесными пробками, на боку которых выбит их логотип. Фальсификат чаще всего использует небольшие пробки со свободным рисунком. Или даже без него.

Понравилось? Поделись:

Нашли ошибку или есть что добавить?
Сообщите нам Актуальность контента:
11-07-2018, 10:30

Источник: travel70.ru

Абхазия: путевые заметки гурмана. Часть 1Слово «Апсны» в переводе с абхазского на русский язык означает «Страна души». Именно так многие часто называют Абхазию – землю с древней культурой, историей и нелегкой судьбой, не потерявшую однако своего очарования, магически притягивающую туристов из разных уголков если не всего мира, то уж точно всего бывшего СССР. Гагра, Пицунда, Сухум… Что ни говори, а названия эти все же ассоциируются у большинства людей не с военными действиями, а с морем, солнцем, роскошной природой, гостеприимными людьми и с удивительно вкусной кавказской едой. Последняя и будет главной темой этого текста. Не зря же он называется «путевые заметки гурмана».

Абхазия. кулинарное путешествие в АбхазиюНесколько слов об абхазской кухне

Да-да, именно несколько. Сразу хочу предупредить – этот текст – не научное исследование особенностей питания граждан, проживающих между реками Псоу на севере и Ингур на юге. Это просто кулинарные впечатления, привезенные из отпуска и заботливо сохраненные специально для «Кулинарного Эдема». Так что не стоит ждать здесь рассказа только о национальной абхазской еде. Давайте смотреть на вещи шире – ведь на Кавказе столько всего вкусного!

Однако начнем все же с хозяев, отдавая им дань уважения. Что же собой представляет абхазская кухня? В принципе, она небогата, это вам не российские или украинские разносолы. Имеется в виду, что количество блюд абхазской кухни – не велико (хорошо, если наберется 50). Именно поэтому многие считают, что абхазской кухни вообще не существует и все, что едят на Кавказе, можно назвать кухней кавказской. Конечно, заимствования народами-соседями друг у друга рецептов различных кушаний – неизбежный процесс. Но все же, согласитесь, было бы странно, если б страна со столь богатой историей (увы, вспоминать ее здесь не будем, иначе текст займет полсайта) вообще не имела бы своих кулинарных традиций. Естественно, это не так.

отдыхая в АбхазииКухня Абхазии, по сути, делится на два «раздела»: мучное и все остальное, что едят с мучным. У этих «разделов» есть свои названия: «агуха» и «ацыфа» соответственно. Но сами жители Абхазии редко используют их в своей обычной речи. Разве что в отдаленных горных деревнях, но их не так уж много осталось в современной Абхазии. Многие предпочли спуститься с гор к морю, где можно больше заработать и вообще комфортнее жить. Тут стоит учесть еще и тот факт, что именно абхазов в Абхазии сейчас проживает процентов 20 от общего количества населения. Страна души – многонациональна.

Традиционно абхазы много едят растительной пищи. Это неудивительно, ведь земля, на которой они живут, благодатна и плодородна. Богатые минеральными веществами, витаминами фасоль, кукуруза, грецкие орехи – частые гости на абхазском столе. Кстати, орехи в Абхазии любят не только грецкие – домик под Пицундой, который мы арендовали на время отпуска, располагался в зарослях фундука. Просыпаешься утром, выходишь на веранду, срываешь несколько молодых орехов – и вот он, первый завтрак нового дня.

Мясо в Абхазии, конечно, тоже едят. Однако в меньших объемах, чем в других регионах Северного Кавказа. Очень любят молочные и кисломолочные продукты. Не забыт, конечно, и алкоголь. В основном в Абхазии пьют чачу (крепкий виноградный самогон, своеобразный аналог граппы) и вино.

Вид на деревенскую семейную апацхуАпацхи

В Абхазии не стоит трапезничать абы где. Нет, конечно, вы вольны заходить куда угодно – кафе и ресторанчиков здесь, как в любом курортном регионе, тьма тьмущая. Но если хотите попробовать блюда местной кухни, причем приготовленные более-менее традиционно – вам прямая дорога в апацху.

Первоначально апацха – это просто кухня во дворе абхазского дома. Внешне она похожа на плетеную хижину. Собственно, это и есть плетеное из прутьев рододендрона сооружение. Внутри апацхи располагался очаг, а над ним как минимум два котелка. Один – для приготовления мамалыги, а другой – для лобио (ныне абхазы, в основном, называют это блюдо просто «фасоль», чтобы не использовать грузинское название, реже употребляется аутентичное «акуд»). Кроме того, над очагом обычно коптилось мясо.

Внутри семейной апацхиСегодня апацха – это оформленное в национальном стиле (шкуры животных, рога, связки красного перца, чеснока…) кафе, где кормят блюдами абхазской и вообще кавказской кухни. Впрочем, шкуры и рога – это скорее элемент декора апацх, рассчитанных на туристов. Те же, что предназначены в большей степени для местного населения, обходятся более скромным убранством, да и расположены они, как правило, не на туристических улицах. В таких небольших апацках «для своих» цены обычно ниже, а еда вкуснее. Ведь как ни крути – турист поест разок-другой и уедет, мало ли что там ему понравилось, а что нет – на его место приедет другой турист. Сосед же, если накормишь его плохо, сам больше не придет и других отвадит.

В общем, если хотите проникнуться атмосферой типичной абхазской трапезы – ищите «не элитные» апацхи. Например, есть они на трассе от реки Псоу (граница с Россией) до Сухума (столица страны) и южнее, в самом Сухуме, да в любом абхазском городе или небольшом поселке – спросите у местных жителей. Конечно, далеко не все блюда даже в апацхах ныне готовятся на открытом огне и совсем уж в полном соответствии с традициями предков: ведь есть газовые и электрические плиты, другая кухонная техника (Абхазии не чужд прогресс!). Но все равно, вкуснее, чем в апацхе, вас могут накормить, пожалуй, только за домашним столом, если вы попадете в гости к местной семье. Впрочем, хватит разговоров, давайте уже что-нибудь съедим!

Мамалыга с сыромМамалыга

Главное мучное блюдо в Абхазии это, конечно, мамалыга. Местное название – «абыста». Собственно, это не только абхазское национальное блюдо. Готовят его мегрелы, молдаване, румыны… Абхазы вот тоже готовят. Делают мамалыгу из кукурузной муки (раньше, довольно давно, варили ее и из проса, но постепенно кукуруза «одержала победу»). Можно добавлять и кукурузную крупу. Собственно, мамалыга для местного населения – тот же хлеб. Хотя и «обычный» в нашем понимании хлеб («кирпич») в Абхазии тоже едят. Плюс, конечно, лаваш.

Я специально заехал в одну из апацх на трассе между Гагрой и Новым Афоном. Ее мне посоветовал друг из Сочи, объездивший на своем авто пол-Абхазии вдоль и поперек. Апацха может вообще не иметь названия. Просто апацха и все: «шашлык, солянка, хачапур, мамалыга» – гласит небольшая вывеска у дороги. Отлично! Захожу и вижу обедающих абхазских милиционеров. Что ж, значит, я попал туда, куда хотел – местные жители уж точно знают, где вкусно кормят.

Заказываю мамалыгу (45 рублей*). Ждать приходится недолго – минут 10, хотя время приготовления мамалыги «с нуля» – уж точно не меньше 40 минут. Позже выяснилось, что в апацхах, как правило, мамалыгу готовят утром, ну или когда закончится, и готовят много, а потом в течение дня она висит себе в котле над небольшим огнем и томится, «побулькивает» в ожидании едоков. Бывает, конечно, что не висит – готовится на плите.

Итак, приносят мне тарелку со светлым «холмиком», на котором покоятся два куска сыра сулугуни. С помощью ложки несу в рот немного этой густой каши. Честно говоря, сначала мне не понравилось – слишком пресно. Однако если есть мамалыгу с сыром, который не зря же положен сверху – все меняется. Солоноватый сулугуни весьма дополняет собой эту «кукурузную кашу».

Тётушка АрусякРецепт мамалыги прост, мне его рассказала мама хозяйки, у которой мы арендовали домик в орешнике – женщина 85 лет, родившаяся и всю жизнь прожившая в Абхазии – армянка по имени Арусяк. Вам потребуется: кукурузная мука мелкого помола (граммов 450-500 на две крупных порции), вода (на 2-3 порции – 4-5 стаканов), соль и сыр сулугуни (400-500 г, – «сыром мамалыгу не испортишь»). Муку просеиваете и примерно половину ее засыпаете в кастрюлю с толстым дном, можно в чугунный котелок (это если изволите готовить над костром), где уже есть слегка подсоленная горячая, но не кипящая вода. Обязательно размешивайте, чтобы не было комков. Варите все это до получения кашеобразной массы. После – засыпьте оставшуюся муку. Не забывайте продолжать помешивать – для этого существует специальная деревянная лопатка («амхабыста»). Разумеется, если амхабысты у вас нет – сойдет любая. Уже загустевшая мамалыга не должна приставать к стенкам кастрюли. Когда из каши станет можно формировать «холмик» (такой, как на фото) – снимайте кастрюлю с огня. Дайте немного (совсем чуток) остыть, выкладывайте на тарелку или на деревянную подставку, сверху «воткните» два-три куска сыра.

В принципе, густую мамалыгу (а ее можно приготовить разную) едят руками, часто бывает даже так, что ее режут ножом на куски. Если уж есть мамалыгу максимально аутентично, что называется «по-кавказски», то вместе с ней надо бы заказать еще лобио (позвольте мне все же так его называть). Многие местные жители лепят своеобразные маленькие черпачки из мамалыги, зачерпывают ими лобио и отправляют все это в рот. К мамалыге также подают соус ткемали (местное название – «асадзбал»), жареное или копченое и поджаренное мясо. Подробности о последнем – далее.

Мясо коптится над огнемКопченое мясо

Как уже было сказано выше, – над очагом в апацхе у абхазов традиционно коптилось мясо. Так было и так есть. В современных апацках-кафе тоже наличествует очаг, и над ним тоже подвешивают мясо. Чаще всего это говядина. Вообще – коровы в Абхазии, похоже, такие же священные животные, как в Индии. Они здесь везде: лазают по горам, выходят к морю, иногда пугая отдыхающих, в самый неожиданный момент могут появиться на автотрассе и разлечься прямо на разделительной полосе…

Но мы отвлеклись. Перед тем как коптить, мясо натирают солью и специями, дают немного полежать, пропитаться. Об этом мне рассказывали уже в другой апацхе, в Новом Афоне. Признаюсь, она не была так уж удалена от туристов (заметил шкуры и рога), но все же произвела на меня приятное впечатление. У этой апацхи даже было название (довольно часто, впрочем, встречающееся) – «Абхазский дворик».

Итак, мясо висит себе над костром, коптится. Сколько именно занимает этот процесс? Собственно, какого-то определенного срока нет. Все зависит от вкусовых предпочтений: кто-то любит слегка подкопченное мясо, другой – с сильным копченым вкусом. Но все же обычно это не более 8-10 дней. После того как мясо дошло «до кондиции» его режут на мелкие куски (чтобы можно было сразу отправить в рот) и немного обжаривают на сковороде. Если сковорода глиняная – в ней и подают, а если обжаривают в обычной – перекладывают в тарелку. Порция – граммов 150. Обойдется это удовольствие рублей в 70 (а теперь представьте, сколько бы с вас взяли в московском ресторане). Вместе с копчено-жареным мясом («акуап») хорошо заказать кисло-острый соус из алычи, зелени, специй – тот самый асадзбал. Естественно, едят это мясо и с мамалыгой. Запивать лучше сухим красным вином. Но можно и чачей, конечно. Или мандариновым «соком» – в Абхазии он продается повсеместно (40-50 рублей за бутылку емкостью 0,5-0,6 л) но, конечно, это не сок, как таковой, скорее — сокосодержащий напиток с мякотью.

Копченое мясо на тарелкеСобственно, именно мясо, приготовленное таким способом (копчено-жареное) и можно назвать повседневным абхазским мясным блюдом. Как уже говорилось – обычно это говядина. Готовят и свинину, но ее больше для туристов. Действительно королевское угощение, которое встретишь далеко не везде, – подкопченная дичь. Коптят в Абхазии также птиц: кур, индеек, перепелок, фазанов. Конечно, питаются абхазы не только копченым, но и вареным мясом, любят поджаренных на вертеле цыплят, натертых аджикой.

Существует распространенное заблуждение: якобы на Кавказе единственное мясо – шашлык. Увы (или к счастью) это не так. Шашлык, конечно, в Абхазии готовят, чуть ли не в каждой кафешке, но это предложение рождается благодаря спросу со стороны приезжих.

Абхазский хачапурХачапур

В прошлом – хачапури. Буква «и» — «грузинская», так же как и в названии столицы страны – Сухум(и). Поэтому ей дана отставка. Хачапур – еще одно мучное блюдо, без которого сложно представить себе абхазскую кухню. В принципе, есть и другое его название, местное – «ачашв».

Считается, что настоящий абхазский хачапур – закрытый пирог (лепешка, если хотите) из тонкого пресного теста с солоноватым сыром в качестве начинки. Все очень просто и при этом удивительно вкусно. Так, что даже выражение «пальчики оближешь» здесь не совсем подойдет. Пальчики, скорее, откусишь. Подается хачапур горячим, что называется «с пылу, с жару». Так что у того, кому предстоит его отведать, есть еще несколько минут для того, чтобы, в ожидании пока хачапур немного остынет, полюбоваться им и вдохнуть его манящий и возбуждающий аппетит аромат.

Готовится хачапур ныне в электрической печке, примерно в такой же, в какой в обычной пиццерии готовят пиццу. Так что не стоит искать в месте, где подают хачапур, какую-нибудь аутентичную национальную печь. Стоит хачапур обычно рублей 150. В свой прошлый приезд в Абхазию мы, что называется, «опростоволосились» – заказали три хачапура на троих и… И чуть не сошли с ума, когда увидели сколько придется съесть. Помните – хачапур большой, вам принесут его порезанным на кусочки (так же режут пиццу). Одного хачапура вполне хватит на двоих-троих едоков. Это если кроме него вообще ничего в этот момент больше ни есть. Так что будьте бдительны!

Хачапур по-аджарски (лодочка)Другой вид хачапура, который нужно обязательно попробовать в Абхазии – «лодочка». Некоторые «знатоки» ошибочно полагают, что оный и есть настоящий абхазский хачапур. Но это не так. Даже сами абхазы говорят, что их блюдо – «закрытый» хачапур (о котором речь шла выше). Лодочка же – хачапур по-аджарски. Отличается он тем, что сыр кладется в середину хачапура и не закрывается сверху тестом (оно, кстати, для «лодочки», в отличие от первого варианта, готовится с добавлением дрожжей). На стол вам подадут овальную лепешку, заполненную в середине расплавленным сыром. На сыре, обязательно должно быть яйцо (по сути – глазунья). Представляете насколько это вкусно и, что немаловажно, сытно? Кушать аджарский хачапур надо не ложкой и не вилкой: отламывать рукой край лепешки, макать в горячую середину (смешивая сыр с яйцом) и отправлять в рот. Райское наслаждение, причем всего за 100 рублей. В принципе, такой хачпур, с бокалом вина, пива, стаканом сока или молока легко заменит полноценный обед. Из-за стола вы встанете с чувством глубокого удовлетворения.

На этом, пожалуй, прервемся. Кулинарный экстаз – дело хорошее. Однако еще лучше, когда не набрасываешься на все кушанья сразу, а смакуешь каждое, не торопясь. Во второй части этого импровизированного путешествия по Абхазии кулинарной откушаем чанах и чахохбили, выпьем чачи, не побрезгуем местным пивом и вином. Кроме того, не обойдем вниманием дары моря. Итабуп, абзиарас («Спасибо, до свидания» — абх.)!

* — все цены указаны на август 2009 года

Даниил Головин, Дмитрий Егоров

 

Источник: kedem.ru

Абхазия — республика; расположена на побережье Черного моря, южнее Главного Кавказского хребта. После распада СССР и образования независимого грузинского государства абхазское руководство провозгласило самостоятельный путь развития, произошли боевые столкновения между вооруженными формированиями. В настоящее время между ними ведутся переговоры о статусе Абхазии. Сами же абхазы называют свою республику Апсны – «страна апсов, народа апсуаа» (а-уаа – «люди», «народ»). Существует несколько версий о значении самоназвания абхазов, это и «люди пихты», апса – «пихта» (абх.); «люди воды», псы – «вода»; «люди души», апсы – «душа» (абх.). По данным же историков, апсуаа – один из древнейших народов Западного Кавказа. Абхазы являются непосредственными потомками древнейших хаттско-абхазо-адыгских племен, заселявших Малую Азию с IV по II тысячелетия до нашей эры. Известно, что во II тысячелетии до нашей эры в горах и лесах Причерноморского Тавра проживали народы каска или каскейцы (см. Адыгея), самым же восточным племенем касков были апешлайцы (греч. – «апсилы», др-.груз. – «апшил», др.- арм. – «апшилк»). Известно, что как адыги, так и абхазы принадлежат по языку к одной общей адыго-абхазской языковой семье. В настоящее время численность абхазов в республике Абхазия составляет 93,3 тыс.чел


В этой словарной статье рассказывается как можно объяснить или перевести на русский язык происхождение названия Абхазия . Данная расшифровка (объяснение) этого топонима приводится по книги А.В. Твердого «Топонимический словарь Кавказа».


Данная страница — часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать версию этой базы данных для использования на компьютере.

Возможны, и даже наверняка есть опечатки и неточности, вызванные как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их «выловить» сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых — я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных статей собраны книги нескольких авторов возможны различные толкования одного и того же названия — это нормально — в споре рождается истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие произведения по топонимике

Источник: BudetInteresno.info


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.