Галлюциногенный напиток богемы

Галлюциногенный напиток богемы

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы.

Сразу предупреждаю, что эта статья — не популяризация напитка и не сборник алкогольных рецептов для «ценителей». Это лишь попытка приоткрыть влияние абсента на культурную жизнь того времени. Потому, прошу не соревноваться в попытках отыскать здесь «крамолу» или описания способов употребления абсента.

Абсе́нт (фр. absinthe — полынь, Absinthium, Абсинт (греч. απίνθιον — невыпиваемый)) — крепкий алкогольный напиток, содержащий обычно около 70% (иногда 75% или даже 85% и 86%) алкоголя. Важнейший компонент абсента — экстракт горькой полыни (лат. Artemisia absinthium), в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1%F1%E5%ED%F2

Туйон — это токсичное природное вещество с ментоловым запахом. Он содержится и в соке пижмы, в туе но особенно высока его концентрация в полыни горькой (артемизии абсинтиум). Вытяжка из полыни может содержать до 50-65% туйона, основная часть которого — это психоактивный альфа-туйон. На данный момент альфа-туйон считается токсичным.


Туйон обладает очень сильным галлюциногенным действием. Он вызывает чувство легкости и эйфорию в малых дозах, блокирует рецепторы центральной нервной системы и губительно действует на головной мозг. Так же при долгом его употреблени и развивается зависимость, которую называют — «синдромом абсентизма», при этой зависимости характерно депрессивное состояние, нарушение координации движений, озноб и тошнота.

В качестве лекарственного средства абсент использовали еще в древнем Египте. Позже Гиппократ и Пифагор, Плиний и Гален советовали употреблять его в качестве лекарств. Хотя ранее это была просто полынная настойка, далекая от современного абсента. Рецепт напитка, каким мы его знаем сейчас, известен с XVIII в. Появился абсент в Швейцарии в небольшом городе Куве, расположенном неподалеку от границы с Францией. Его рецепт изобрел лекарь и исследователь Пьер Ординьер.

Своим пациентам Пьер Ординьер прописывал абсент едва ли не как панацею от всех болезней. Однако местные жители оценили не столько лечебные свойства снадобья, но и его опьяняющее действие.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 2)

Напиток был прозван «абсентом» (absinthe) — по второй части латинского названия полыни горькой. Хотя уже тогда его так же называли «Зеленой Феей» и считали весьма тонизирующим.


Несмотря на то, что авторство напитка приписывается Пьеру Ординьеру известно, что сестры Энрио уже изготавливали абсент до приезда Ординэра, хотя некоторые считают, что это Ординэр открыл им свой рецепт.
Некий майор Дюбье попробовав этот напиток и так впечатлился, что решил купить у сестер Энрио рецепт и самому делать абсент. Позже дело по производству абсента продолжил зять Дьбье — Анри-Луи Перно. Чтобы сэкономить на экспортной пошлине производство перенесли из Швейцарии во Францию.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 3)

Фабрика Перно была образцом гигиены, эффективности и хороших промышленных традиций, уже к 1896 году она производила абсента более 125 000 литров в день. Все шло замечательно, пока в фабрику не ударила молния. На фабрике имелись огромные запасы абсента и для того чтобы потушить пожар ушло несколько дней. Все могло быть и хуже, если бы один из рабочих не выпустил огромные резервуары горючего абсента в протекавшую рядом реку Дуб. Конечно запах апсента после этого разнесся на многие километры.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 4)

Зеленая Фея в том виде, в котором вдохновляла символистов, появилась в 1792 году в Швейцарии и быстро покорила сердца.


Абсент сначала был крайне популярным напитком французской армии, а после того надежно вошел и в быт французской буржуазии.
Популярность абсента резко возросла после начала в 1830 г французских колониальных войн в Северной Африке. Французским военным было положено определенное количество этого напитка для профилактики дизентерии, малярии и других болезней, а также его использовали для дезинфекции питьевой воды.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 5)

Далее эстафету переняли интеллектуалы, художники и поэты, не говоря уже о журналистах и литераторах, для которых абсент стал прямо-таки профессиональным напитком, а абсентомания ─ профессиональным увлечением.

С XIX в. абсент стал напитком богемы. Его поклонниками были Артюр Рембо, Винсент Ван Гог, Ги де Мопассан, Шарль Бодлер, Эрих Мария Ремарк, Эдгар По, Оскар Уайльд,, Эдуард Мане, Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо, Эдгар Дега и многие другие. Абсент был увековечен картинами, поэтическими строчками и даже скульптурами.

Сформировалась определенная культура пития этого горького (во всех смыслах) напитка. Сосуды для абсента, специально с тонким носиком, чтобы медленной и тонкой струёй смешивать абсент с ледянной водой.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 6)


Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 7)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 8)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 9)

Особенной популярностью пользовались «фонтаны» для абсента.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 10)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 11)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 12)

Специальные ложечки и сита для сахара (через него процеживали горький напиток)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 13)

Многие представляли из себя настоящие произведения искусства и изготавливались из серебра и мельхиора.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 14)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 15)


Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 16)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 17)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 18)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 19)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 20)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 21)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 22)

Некоторые из самых известных ложек для абсента были сделаны специально для открытия Эйфелевой башни во время выставки Universelle, проведенной в Париже с 6 мая до 31 октября 1889.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 23)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 24)

Даже щипчики для сахара были изготовлены специальные.


Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 25)

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 26)
Так, медленно, но уверенно «Зеленая Муза» вполне серьезно превратилась в «источник вдохновения». На одной карикатуре XIX века на эту тему есть такая надпись: «Невероятно! Я выпил уже четыре абсента, но не написал ни катрена… Гарсон! Абсент».

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 27)
Даже мэтр Флобер не отрицал значение абсента в литературной жизни и написал: «Быть драматургом ─ не искусство, а профессиональный трюк… Вот он. Прежде выпейте несколько стаканов абсента, а потом говорите о любой пьесе: «Неплохо, но нужно сократить», или «Игры, игры не хватает».
Правда, даже тогда уже существовала трезвая мысль о том, что Зеленая Фея ─ спасение для бездарности, но гибель для настоящего гения. Подтвердить этот тезис очень легко. Для примера можно взять «отца» декадентов и символистов Шарля Бодлера. Талантливый был мужик, но прочно «сел» на опий и абсент ─ и в сорок шесть лет алкоголь и сифилис таки согнали его в могилу. Читая «Цветы зла», трудно не заметить, что эта книга часто напоминает наркоманский бред. И не удивительно, что абсент считается веществом, приводящим к путанице в сознании.

Нельзя сказать, что увлечение абсентом было чисто мужской преррогативой. Женщины употребляли этот напиток, подаваемый в так называемых «кофейнях».


Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 28)

Утверждали, что божественный абсент любят не только люди, но и животные.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 29)

Впрочем, травмы психики считали трагедией разве что благочестивые родственники «пострадавшего». Для декадентов же она считалась преимуществом и даже признаком гениальности. Поэтому декаденты и символисты и не стремились удерживать сознание ясным, а наоборот пытались всячески стереть границы между реальностью и снами, грезами, галлюцинациями… Сон наяву ─ вот чего хотели достичь французские литераторы того времени. И алкогольное (или наркотическое) опьянения идеально соответствовало этим требованиям.

А что уж говорить о абсенте, который с этой точки зрения просто уникален, поскольку он одновременно является депрессантом (за содержания спирта) и возбудителем нервной системы (за наличие туйона). Один из исследователей напитка так суммировал это странное сочетание: «Абсент порождает высококачественный абсурд художественного толка, а другие напитки ─ лишь низменные разговоры».


Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 30)

Одной из самых известных жертв этого напитка (и, кстати, его популяризатором) был Оскар Уайльд. Современники рассказывали, что он пил очень много абсента, который «подарил писателю его видения и похотливость. Очевидно, Оскар запал на Зеленую Фею исключительно через свою приверженность к дендизму, ведь в те времена желто-зеленый цвет (цвет абсента) считался ультрамодным и изысканным.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 31)

«У абсента — отличный цвет, зеленый. Стакан абсента очень поэтический. Какая разница между ним и закатом? »─ это слова автора« Портрет Дориана Грея ». Правда, писатель признавался, что никак не мог освоиться с полынным напитком, но пришлось, потому что «абсент очень подходил для его стиля. Полумертвый от опьянения, зажатый в крепких объятиях Зеленой Феи, Оскар Уайльд нередко сидел в дешевых кафе и наблюдал, как сквозь пол прорастают удивительной красоты тюльпаны, лилии и розы… Правда, Оскар был единственным, кто это видел.
Среди абсентоманов -литераторов стоит упомянуть Поля Верлена ─ собственно, именно благодаря его пагубной привычке «зеленая фея» превратилось в богемный культ. Как и большинство его коллег, Верлен употреблял абсент днем и ночью, после чего писал изысканные стихи, то впадал в крайне истерический состояние (пытался поджечь жену, нападал на мать с ножом и стрелял из револьвера в своего любовника Рембо, который тоже, между прочим, злоупотреблял абсентом.
нако сколько бы Верлен не обвинял Зеленую Фею во всех своих грехах, а покинуть ее он не смог. Абсентомания Верлена получила такую славу, что некоторые зарубежные писатели намеренно приезжали во Францию, чтобы собственными глазами увидеть, как пьянствует выдающийся поэт. А под конец своей жизни, преподавая французский в Англии, Верлен чуть ли не ежедневно после уроков забегал в бар выпить абсента, после чего обычно уже не мог добраться домой самостоятельно.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 32)
Среди тогдашних абсентоманов выделяется также Альфред Жарри. Позже сюрреалисты признали его своим предшественником, который якобы предсказал сюрреализм… в абсенте. При подробном ознакомлении с биографией этого драматурга складывается впечатление, что Жарри сам был творением абсента. Этот эксцентричный карлик с окрашенным в зеленый цвет волосами просто «лошадиными» дозами пил эфир, абсент и спирт, а тошнило его… от воды. Ездил на велосипеде наперегонки с поездами, постоянно носил с собой два револьвера и карабин и по просьбе прохожих «дать огонька» открывал настоящий огонь. Вот кто превратил свою жизнь в декадентское искусство…

Утром 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог пошел рисовать прихватив с собой пистолет, днем он выстрелил в себя из этого пистолета.
Ван Гог скончался спустя два дня.
После смерти Ван Гог был похоронен на местном кладбище, а его друг доктор Гаше посадил возле могилы дерево для украшения. Этим деревом была туя, как выяснили позднее ученые – один из источников туйона.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 33)
Учитывая серьезный ущерб, который наносил абсент здоровью, в первой половине ХХ века большинство западных стран запретили его употребление. Однако даже это не смогло окончательно вытеснить зеленое питье из жизни богемы. Вспомнить хотя бы Эрнеста Хемингуэя, который считал абсент едва-ли не лучшим напитком.

Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы. (Фото 34)

Уже в 50-х годах XIX века начало проявляться беспокойство в следствии его хронического употребления. Считалось, что злоупотребление абсента приводило к синдрому, названному абсентизмом, который характеризовался сверхвозбудимостью, привыканием и галлюцинациями. Хотя не только из-за этого, но все же в 1915 году продажа и производство абсента было запрещено.

Источник: steampunker.ru

История абсента

Для тех, кто не в теме: абсент – крепкий алкогольный напиток (крепостью от 55 до 85%), получаемый путем дистилляции настоя разнотравья на спирту. В этом и заключается подвох – в современных реалиях напиток готовят путем добавления в очищенный спирт экстрактов трав и эфирных масел (такой абсент в тесном кругу абсентье называют «кастрированным»). Весь шум да гам вокруг «зеленой феи» связан с туйоном, который, как бы, является главным компонентом, выделяющим абсент из массы других алкогольных напитков (как можжевельник в джине или агава в текиле). Именно он, как гласит история, вызывает галлюцинации и состояние измененного сознания.

Настойки из полыни употребляли еще в Древнем Египте. В то время их использовали как лекарственное средство. Причем они были доступны не каждому человеку. В Древней Греции также применялись настойки из полыни. Гиппократ рекомендовал их употребление при желтухе, анемии и ревматизме. Но древние полынные настойки еще были далеки от того напитка, который сейчас называется абсентом. Существует несколько версий о его изобретении. Согласно одной из них, напиток был придуман сестрами Энрио в конце XVIII века. Они дали настойке название «Bon Extrait d’Absinthe». Ее употребление помогало излечить множество болезней.

Но существует и другая версия изобретения этого напитка. Согласно ей, в конце XVIII века рецепт абсента разработал французский врач Пьер Ординер. В то время он жил и работал в Швейцарии, в небольшой деревне под названием Ковэ. Врач применял изобретенную им настойку в лечении своих пациентов. Но бытует мнение, что Ординер не придумал ничего нового, а использовал рецепт сестер Энрио. У него получилось популяризовать напиток, поэтому изобретение абсента стало ассоциироваться с его именем.

Бытует мнение, что Ван Гог и прочие талантливые личности черпали вдохновение на дне стакана, который до прихода музы был наполнен абсентом. Туйон содержится в горькой полыни (лат. Artemísia absínthium), которая и дала название напитку. Классический рецепт предполагает вымачивание полыни в спирту, но по закону этого делать нельзя – только в теплой водичке, что противоречит классике и процессу добывания того самого туйона.

Источник: pikabu.ru

Как появился абсент

Считается, что родина абсента — Швейцария, где он появился в конце 18 века в небольшом живописном городке Куве, что на границе с Францией. «Виновницами» рождения знаменитого напитка стали сестры-фармацевты Энрио. Они изготавливали целебные настойки из различных трав. Одна из спиртовых настоек изготавливалась из цветков и листьев полыни, зеленого аниса, ромашки, вероники, фенхеля, кориандра, лакрицы, шпината и еще нескольких трав. Она имела натуральный зеленый цвет. Сестры снабжали этой настойкой доктора-француза П. Ординера, который прописывал это лекарство всем своим пациентам от всяких болезней.

Через несколько лет предприимчивый мсье А. Дюбье купил секрет чудодейственной настойки и со своим другом А.-Л. Перно начал ее массовое производство. Торговля новым напитком пошла успешно, и компаньоны открыли новый заводик в небольшом приграничном городке Понтарлье в 1805 году. Вскоре это предприятие стало монополистом по производству абсента. Позднее завод стал предприятием «Перно» и выпускал абсент под этой торговой маркой.

Абсент — напиток богемы

Потребовалось несколько десятков лет, чтобы абсент завоевал бешеную популярность сначала во Франции, а потом и во всей Европе и «ее окрестностях». Все началось с самой обычной обязаловки среди французских войск, воевавших в Северной Африке. С 1830 года каждому солдату выдавался этот напиток для профилактики тропических заболеваний, а также для обеззараживания питьевой воды. Употребление абсента оказалось замечательным профилактическим средством, и к середине 19 века его «применение» было введено во всей французской армии, воевавшей в разных странах и на разных континентах.

Во второй половине 19 века абсент становится культовым напитком европейской богемы. Большими почитателями этого напитка были А. Тулуз-Лотрек, В. ван Гог, О. Уальд, Э. Хемингуэй, Э. По, Г. Аполлинер, К. Моне, П. Пикассо, Э. М. Ремарк и другие. Писатели, художники и поэты искали в абсенте вдохновение, и оно посещало их…

Как это не покажется странным, абсент пользовался большой популярностью у молодых девушек и дам. Многие дамы пили его неразбавленным, чтобы сохранить тонкий стан. А если учесть, что его крепость была 70−80 градусов, то последствия вполне предсказуемы. Это увлечение обернулось тем, что многие девушки и богемные дамы допились до цирроза печени.

Чем же так пленил этот напиток его ценителей? Абсент отличался особым привкусом, который нельзя было ни с чем сравнить. Это примерно, как дым сигарет с ментолом не идет ни в какое сравнение с дымком сигарет других сортов табака.

Как пили абсент?

Необычная популярность абсента явилась толчком к производству специальных аксессуаров для его сервировки и приготовления. Существовали несколько типов абсентовых бокалов, обязательным атрибутом были перфорированные ложечки для сахара, графины и «абсентовые поилки-самовары».

Процедура приготовления напитка выглядела следующим образом: на дно бокала наливалась одна треть крепкого абсента, затем на его верх помещалась ложечка с отверстиями с кусочком сахара, на кусочек сахара через ложечку тонкой струйкой наливалась ледяная вода. Когда вода смешивалась с абсентом, то напиток начинал мутнеть.

Способы смешивания абсента с водой у разных любителей были свои: кто-то добавлял воду по каплям, кто-то лил тонкой струйкой. Эти особенности учли изготовители аксессуаров. Например, если вода наливалась в бокал из специального графина, то в его верхней части было несколько дырочек, закрывая одну или несколько, можно было регулировать скорость смешивания жидкостей.

Если за одним столом собиралась компания любителей абсента, то на столе стоял «абсентовый самовар» с водой, и каждый участник застолья мог приготовить себе очередную порцию напитка, не дожидаясь, когда ему подадут кувшин с водой.

Абсент «выносит мозги»

В полыни, которая использовалась для приготовления абсента содержится туйон — ядовитое вещество, которое в сочетании с алкоголем может воздействовать на организм подобно наркотику. Сначала человек может почувствовать прилив возбуждения и эйфории, которые могут перейти в галлюцинации и, как следствие, в немотивированное поведение. Такое наркотическое отравление абсентом сравнивали с чарами «Зеленой Феи». Этот образ стал персонажем многих художественных произведений 19−20 веков. Например, Виктор Олива замечательно изобразил «явление Зеленой феи» в своей картине «Пьющий абсент».

Туйон маскирует вкус спирта в напитке, это приводит к быстрому опьянению. Систематическое употребление абсента чревато развитием бессонницы, психозов, депрессии и прочих психологических патологий.

В конце 19 века в медицинских кругах употребление абсента рассматривалось как частая причина появления и развития шизофрении у любителей «Зеленой феи». Эскулапы называли абсент «безумием в бутылке». Несмотря на призывы и убедительные доказательства, с каждым годом потребление абсента увеличивалось.

Абсент вне закона!

Абсент первоначально приготовлялся на основе винных спиртов. Но в середине 19 века на французские виноградники обрушилась беда. Они были практически уничтожены специфическими насекомыми (филлоксерой). Производители стали изготовлять спирт из зерновых культур. Абсент сильно подешевел и стал доступен любому желающему. Естественно, народ накинулся на дешевизну и потребление абсента возросло в разы.

Под давлением медиков и общественности началось движение за запрещение производства абсента. В разных странах было запрещено его производство и распространение. В 1915 году во Франции был также введен запрет на производство и продажу абсента. Абсент был вне закона во многих странах: США, Швейцария, Франция, Бельгия, Италия, Германия, а ряд других стран рассматривали абсент как наркотик.

С 1930 г почти 50 лет абсент был «в подполье»: народ допивал довоенные запасы, а новая продукция контрабандно ввозилась из Англии.

«Возрождение» абсента

Возрождение абсента началось в Англии, где этот напиток никогда не был запрещен, причем его ввозили туда из других стран. Многие алкогольные компании попытались реанимировать былую славу и популярность абсента. Сейчас под личиной «абсента» выпускается огромное разнообразие всяких настоек, которые не имеют ничего общего с оригиналом. Да и технология выпуска псевдо-абсента поставлена на широкие капиталистические рельсы.

Современный абсент — это разнообразные горькие настойки, которые продаются по завышенным ценам. Рекламные компании всячески обыгрывают дух «Зеленой феи» и напускают туману о «запретном образе» абсента. Кроме того, это прибыльное предприятие продолжает выпускать аксессуары для употребления напитка. В частности, у многих туристов, покупающих абсент, естественно, возникает желание купить перфорированную ложечку, коих продается великое множество и разнообразие, чтобы насладиться напитком по «всем правилам науки».

Следует только учесть, в «новоиспеченном абсенте» любитель, как правило, не найдет галлюциногенного туйона, а значит, ему не удастся поймать в свои объятия «Зеленую фею». Но стоит ли об этом жалеть?

Источник: ShkolaZhizni.ru

Состав и свойства[править | править код]

Туйон долгое время считался одним из главных действующих компонентов абсента: это токсичное вещество[9], за которым долгое время удерживалась репутация галлюциногена, впоследствии не подтверждённая исследованиями. Исследователи в XIX в. считали, что туйон добавляет к опьянению, которое по причине высокой крепости абсента может произойти очень быстро, выраженное возбуждающее действие, зачастую приводящее к неконтролируемой агрессии.[10] Более современные исследования продемонстрировали, что галлюциногенные свойства абсента сильно преувеличены.[10]

В состав напитка в той или иной форме входят следующие растения:

  • аир (Acorus);
  • анис (Pimpinella anisum);
  • вероника (Veronica);
  • дягиль (Archangelica);
  • иссоп (Hyssopus);
  • кориандр (Coriandrum sativum);
  • лакрица (Glycyrrhiza);
  • мелисса (Melissa);
  • мята (Mentha);
  • петрушка (Petroselinum)[11];
  • полынь горькая (Artemisia absinthium);
  • полынь понтийская (Artemisia pontica);
  • ромашка (Matricaria);
  • фенхель (Foeniculum)

Абсент чаще всего имеет изумрудно-зелёный цвет, но также может быть прозрачным, жёлтым, синим, коричневым, красным или чёрным. Зелёный цвет напитка обусловлен хлорофиллом, который разлагается на свету, во избежание чего абсент разливают в бутылки из тёмного стекла. Благодаря характерному цвету абсент получил прозвища «Зелёная фея» и «Зелёная ведьма».

Абсент мутнеет от добавления воды, так как эфирные масла аниса и фенхеля при разбавлении крепкого спиртового раствора образуют эмульсию[12].

История[править | править код]

Появление[править | править код]

Существует несколько версий появления абсента. Некоторые историки считают, что абсент появился в Швейцарии в 1792 году в городке Куве, расположенном неподалёку от границы с Францией. В этом городе жили сестры Энрио, занимавшиеся изготовлением лекарственных снадобий. Одно из них приготовлялось методом дистилляции полынно-анисовой настойки в небольшом перегонном аппарате и получило название «Bon Extrait d’Absinthe». В состав конечного спиртного напитка входили также ромашка, фенхель, вероника, кориандр, иссоп, корень петрушки, мелисса, шпинат. Этот эликсир сестры продавали через врача Пьера Ординера, бежавшего в Швейцарию во время Великой французской революции. Некоторые историки считают, что Пьер Ординер сам разработал рецепт абсента. Лекарь прописывал абсент своим пациентам едва ли не как панацею.

Позже предприниматель Анри Дюбье купил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство при помощи своего друга Анри-Луи Перно в 1798 году. Реализация абсента пошла удачно, из-за чего возникла необходимость в открытии нового завода в Понтарлье в 1805 году, который впоследствии стал основным центром производства напитка, завод назвали «Перно», до сих пор абсент выпускается под этой торговой маркой[13].

Распространение[править | править код]

Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844—1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «le cafard». Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент. В 1888 году абсент был широко распространён во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина.
Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18 до 20 лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина — в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но с появлением дешёвых марок стал намного доступнее и вреднее.

Выделяют несколько причин «заражения» рабочих буржуазной привычкой. Но в целом картина выглядит так: сокращение рабочего дня до 8 часов, повышение зарплаты, гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина. Соответственно повысилась стоимость виноградного спирта, использовавшегося прежде при изготовлении абсента, производители обратились к промышленному спирту, что сделало абсент дешевле вина в 7—10 раз. Самый дешёвый абсент был настоящим ядом, его и употребляли рабочие в сомнительных забегаловках, в которых иногда не было даже столов и стульев, а только цинковая стойка.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом. Если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников — «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».

Запреты[править | править код]

В июле 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков, застрелил всю свою семью — употреблённые фермером в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии. В результате референдума 5 июля 1908 года абсент был запрещён.

К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке Палаты депутатов Франции запретить продажу абсента на основании опасений, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».

Тогда же был распространён военный плакат, на котором женщина в характерной для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.

Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил ещё один, согласно которому военнослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном счёте, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии. Абсент стали называть наркотиком[14].

С 1930-х по конец 1980-х годов абсент существовал[где?] на полулегальном положении, либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни, вымоченных в водке, и тому подобном.

Легализация[править | править код]

Местом возвращения абсента на рынок считается Великобритания, точнее Шотландия. Там он никогда не был запрещён, но и после гонений в других странах совершенно не имел популярности до 1998 года, когда чешская марка Hill’s, основанная в 1920 году, запустила напиток на британский рынок. В немалой степени успеху этого предприятия способствовали знаменитости, в частности Джонни Депп, находясь в Великобритании на съёмках фильма «Сонная лощина», рассказывал, как неоднократно употреблял абсент совместно с Хантером С. Томпсоном на съёмках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Вообще, успех чешской марки трудно объяснить, потому что вкус этого абсента не отвечал элементарным требованиям. «Этот абсент пьют, чтоб быстро опьянеть; только мазохист добавляет в него воду, чтобы затянуть его действие». Эта фраза, которую можно услышать только в ночных клубах или в среде состоятельных алкоголиков, тем не менее, верно передаёт то, что использовался такой продукт в качестве наркотического средства, а не собственно как напиток (столовым напиток подобной крепости быть по определению не может). Качественный, напротив, не вызывает опьянения столь быстро, хотя и превосходит, кроме «плохого», все известные напитки с содержанием этилового спирта.

Марку Hill’s ругали все квалифицированные критики алкогольной продукции и производители; через год, при содействии главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента, Мари-Клод Делаэ, была выпущена новая марка «La Fee», которую можно было употреблять без испытания столь неприятных вкусовых ощущений и других последствий, хотя и с предосторожностями.

Маркетинговая политика производителя учитывала комическое отношение англичан к «опаснейшему из ядов», ряд акций носил ярко выраженный «несерьёзный» характер, несвойственный рекламе алкоголя. Это привело к созданию более «позитивного» образа абсента — преуменьшенно вредного и слегка зловещего; никогда до этого высокотоксичный алкоголь не имел такой «радужной» репутации.

В 2004 году парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента, запрещённого с 1907 года. 24 июля 2004 года суд Амстердама отменил голландский закон от 1909 года, запрещающий абсент. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введённые Европейским союзом, согласно которым количество туйона в абсенте не должно превышать 10 мг/кг (35 мг/кг с 2008 года). Однако недобросовестными производителями эти нормы довольно часто нарушаются.

В США с 2007 года разрешён ввоз и производство абсента с долей туйона, не превышающей 10 мг/кг.

Виды абсента[править | править код]

Классифицировать абсенты можно по разным критериям:

По цвету:

  • Зелёный — классический натуральный цвет абсента. Имеет несколько оттенков: от насыщенного изумрудного до светло-зелёного. Практически каждый производитель выпускает зелёный абсент. Так как окраска естественными красителями (хлорофиллом из зелёных листьев) недолговечна, то производители в подавляющем большинстве случаев используют искусственные зелёные пищевые красители.
  • Жёлтый абсент. Яркого янтарного цвета. В большинстве случаев этот цвет создаётся пищевыми красителями, но он также может быть признаком натуральности абсента, так как естественные красители (хлорофилл из зелёных листьев) меняют цвет в сторону желтизны через несколько месяцев после изготовления (старение абсента).
  • Красный абсент — напиток с экстрактом граната, который придаёт ему пикантный светло-рубиновый оттенок и оригинальное послевкусие. В большинстве красных абсентов используются пищевые красители.
  • Чёрный (коричневый) абсент. В отличие от остальных видов напитка, в чёрном абсенте использованы не листья или соцветия полыни, а корни. Тёмный цвет напитку придаёт настой чёрной акации Катеху, который вносит в абсент ягодные и сладкие тона. В настоящее время для придания абсенту тёмных оттенков используются пищевые красители.

К сожалению, в настоящее время по цвету такого потенциально опасного для потребления продукта, как абсент, нельзя судить о его качестве и натуральности.

По крепости:

  • большой крепости (55—65 %): французские, чешские и испанские сорта с экстрактом полыни и низким содержанием туйона или вовсе без него;
  • экстремально большой крепости (70—85 %): швейцарские, большая часть чешских, испанских, итальянских и немецких, а также некоторые французские сорта абсента. Натуральные абсенты, выполненные по классической технологии (настойка, далее дистилляция), обычно входят именно в эту категорию.

По содержанию туйона[п 1]

  • с высоким содержанием: 25—100 мг/л: швейцарские абсенты Swiss La Bleue, чешские Logan 100, King of Spirits и другие.
  • с низким содержанием туйона от 1,5 до 10 мг/л: большая часть абсентов, выпускаемых в Европе.
  • без туйона: Logan Fils (Швейцария), Absente (Франция), однако чаще всего настойки, имитирующие абсент.

Эффект от употребления[править | править код]

Вред от абсента связывают в основном с содержанием в нём туйона (монотерпина), токсичного вещества, которое содержится в горькой полыни и может с достаточно большой вероятностью вызвать ряд негативных последствий для организма. Опьянение абсентом (передозировка при чрезмерном злоупотреблении) напоминает действие некоторых наркотических веществ, которые вызывают общее возбуждение, изменение сознания и галлюцинации, немотивированную агрессию.

Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона. В своей книге «Абсент» английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких, как переносимость других растительных ингредиентов напитка организмом пьющего. Однако это высказывание не было сопровождено фактическим подтверждением, а все прочие растительные компоненты не являются галлюциногенными ни в каком виде.

Роль туйона и эфирных масел сводится к маскировке вкуса спирта, что может привести к необычно быстрому и сильному опьянению, сопровождаемому дрожью, головными болями, головокружениями, мышечными судорогами и даже потерей сознания[15]. Именно по этой причине людям, не уверенным в своей силе воли, следует пожизненно воздерживаться от употребления сверхкрепких алкогольных напитков.

Кроме того, из-за высокой концентрации спирта абсент гарантированно наносит вред организму при употреблении доз от бокала с интервалом менее получаса, а его более или менее частое употребление всегда заканчивается похмельным синдромом, поражением внутренних органов и мозга. Побочными эффектами чрезмерного употребления этого напитка могут быть: бессонница, кошмары, дрожь или озноб, депрессия, оцепенение, психоз, судороги, тошнота — то есть проявления абстинентного синдрома, как при злоупотреблении любым алкогольным напитком.

Следует отметить, что «абсентное похмелье» весьма просто вылечивается в специализированных (наркологических) лечебных заведениях или больницах общей практики, однако психическая зависимость может быть преодолена только самим потребителем напитка.

Культура употребления[править | править код]

В «Руководстве бармена» Гарри Джонсона, 1882 года издания, содержались следующие рекомендации подачи абсента[16]:

  • Старый франзуский способ: Подавая абсент, Вам следует быть уверенным, желает ли покупатель, чтобы ему подали в старом французском стиле или в новом, улучшенном варианте. Смешайте в большом барном или абсентовом бокале: Порцию абсента поместите в большой бокал, а наверх бокала поместите специальный стакан в форме миски с маленькой дырочкой посередине, заполненный льдом с водой. Затем приподнимите стакан со льдом, чтобы струйка ледяной воды стекала в бокал с абсентом. Цвет абсента подскажет, когда надо остановиться. Затем перелейте в большой бокал и подавайте. Использовать надо только настоящий абсент, который легко опознать по цвету при смешивании — он станет белым и облачным, в отличие от подделки. Это и есть старый французский стиль подачи.
  • Американский способ: Перемешайте в шейкере ¾ стакана мелкого льда, 6 или 7 ложечек сахарного абсента, 1 порция абсента, 2 винных бокала воды, подайте в большом бокале. При таком смешивании абсент немного приятнее пить, чем во французском стиле. У американцев нет привычки пить абсент как французы, но их способ никому не вредит. Американцы называют такой абсент американским или замороженным абсентом.
  • Итальянский способ: Возьмите маленький кувшин с ледяной водой, и медленно залейте в барный бокал, содержащий 1 порция абсента, 2 или 3 куска колотого льда, 2 или 3 ложечки мараскина, ½ порции анисовой настойки. Помешайте ложечкой и подавайте. Это очень приятный способ употребления абсента, потому что он повышает аппетит. Рекомендуется перед едой.
  • Немецкий или швейцарский способ: У немцев и швейцарцев самый простой способ употребления абсента, который я встречал в своих путешествиях по Европе. Если клиент, приходя в бар или кафе, заказывает абсент, бармен или официант наливает порцию в высокий бокал и подают раздельно с кувшином прохладной воды. А клиент уже сам разбавляет, как ему по душе. И всех это устраивает.

Государственное регулирование[править | править код]

Абсент в искусстве[править | править код]

Живопись и изобразительное искусство[править | править код]

Видя распространение в Европе первой формы наркотической зависимости среди широких масс, европейские художники конца XIX — начала XX века часто обращались к образу пьющего абсент человека с отсутствующим взглядом.

В коллекции Эрмитажа находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» (1901). Существует по меньшей мере три версии этой картины. Также у Пикассо есть картина «Бокал абсента» (1914). В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.

Художник-сюрреалист Гигер писал некоторые из своих работ после экспериментального употребления абсента. Позднее, в 2005 году, его имя получила одна из разновидностей французского абсента Brevans.

Литература[править | править код]

  • В книге Эриха Мария Ремарка «Три товарища» абсент упоминается четыре раза, а в романе «Триумфальная арка» абсент упоминается как запрещённый напиток, вызывающий бесплодие.

— Ах, абсент. Говорят, от него французы становятся импотентами, вы слыхали?

— Абсент действительно запрещён, — сказал Равик.

— А «перно» совершенно безвреден. Абсент вызывает бесплодие, а не импотенцию. Потому его и запретили.

  • В 1913 году в Париже Чарльз Фоли поставил пьесу под названием «Абсент».
  • Герой романов Эдгара Берроуза Тарзан, по примеру многих европейцев того времени, выпивал абсент.

Тарзан вошел в курительную и разыскал себе кресло немного в стороне от других. Ему не хотелось разговаривать, и, потягивая маленькими глотками свой абсент, он с грустью мысленно возвращался к только что пережитым дням[17].

  • Огромное и неоценимое значение абсент имеет для развития французской символистской поэзии, правда, воспринимался он в отрицательном смысле, по причине страдания тягой к нему самих поэтов. Такие столпы этого направления, как, Поль Верлен, Артюр Рембо были во многом вдохновлены этим напитком, который Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Такое во многом реалистичное отношение к абсенту выработалось у него из-за характерной для Верлена манеры пития «вечером и ночью», как он сам это называл. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался её поджечь, стрелял из револьвера в своего друга Рембо и с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери (его посадили на два месяца, хотя в суде его мать требовала оправдания, потому что на самом деле, как она сама уверяла, «в душе он — хороший мальчик»).
  • В 1930 году в США Кулсон Кернахан написал короткий рассказ «Two Absinthe-Minded Beggars». Пугающие неподготовленного читателя трагические образы, которые он рисует, передают отношение американцев к абсенту. Двое нищих решили заняться писательской деятельностью и, поскольку им «придётся изобразить человека, пристрастившегося к абсенту», они решили опробовать этот напиток на себе. Представления о «порочности» абсента в уме американского обывателя передают эти строки — «Таинственность, с которой более густая жидкость извивалась, сворачивалась в кольца и спирали вокруг более жидкой, вызвала в моём уме образ питона, обвивающегося вокруг своей жертвы».
  • В книге «Муза, томимая жаждой», подробно исследующей американский литературный алкоголизм, автор, Том Дардис, говорит, что в ряду алкогольных напитков абсент считается пределом, «дальше некуда».
  • В небольшой статье «Экспериментальное и клиническое исследование по алкоголизму. Алкоголь и Абсент. Абсентная эпилепсия» (фр. Étude Expérimentale et Clinique sur l’Alcoolisme — Alcool et Absinthe, Épilepsie Absinthique, 1871) Жак-Жозеф-Валантен Маньян описал особенности алкогольной зависимости у любителей абсента, во многом заложив основы восприятия этого напитка и его поклонников в Европе (Маньян настаивал на том, что именно абсент вызывает наиболее тяжёлые последствия в виде эпилепсии у его потребителей и генетических последствий — дебильности, имбецильности и т. п. — у нескольких поколений их потомков).
  • Алистер Кроули (1875—1947) один из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. На славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своём эссе «Зёленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать что-то только по злоупотреблениям. «Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток». Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая „существует“ и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.
  • В книге «Интервью с вампиром» (1976) Энн Райс упоминает абсент, подчёркивая его пагубность для здоровья. Испив кровь, «заражённую» экстрактом горькой полыни, вампир Лестат чувствует острое отравление, грозящее его жизни (это не верно, жизни вампира Лестата угрожало то, что он выпил кровь мертвеца, смерть которого была замаскирована абсентом).
  • Известным любителем абсента являлся всемирно известный американский прозаик Эрнест Хемингуэй. В период жизни на Кубе и работы над своим произведением «Старик и море» он заказывал абсент из соседней Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струёй для разбавления абсента. В своей книге «Смерть после полудня» есть такие слова «С возрастом было всё сложнее выходить на ринг, не выпив три или четыре абсента, который, распаляя мою храбрость, несколько расстраивал рефлексы». Также в своём романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй наделил главного героя Роберта Джордана привычкой пить абсент по вечерам своеобразным способом, приведённым выше. А в романе «Райский сад» Хемингуэй рекомендует на бокал с абсентом ставить стакан со льдом и маленькой дырочкой внизу, чтобы вода капала постепенно. Писатель даже придумал коктейль «Смерть после полудня» для сборника о любимых напитках знаменитостей. «Налейте одну рюмку абсента в бокал для шампанского. Добавьте ледяное шампанское, немного взболтайте, пока оно не достигнет опалового помутнения. Пейте медленно от трёх до пяти бокалов этого коктейля».[18]

Литература[править | править код]

  • Бейкер Ф. Абсент = The Book of Absinthe: A Cultural History (2001) / пер. О. Дубицкой. — Новое литературное обозрение, 2002. — (Культура повседневности). — 10 000 экз. — ISBN 5-86793-193-5.
  • Смирнов Е. А. Абсент // Коньяк, виски, текила, абсент. — Харвест, 2004. — С. 268-275. — 320 с. — ISBN 985-13-1587-7.
  • Jad Adams. Hideous Absinthe. A History of the Devil in a Bottle. — London — New-York: I.B.Tauris, 2004. — 305 с. — ISBN 1 86064 920 3.
  • Marie-Claude Delahaye : L’Absinthe, histoire de la Fée verte, Paris, Berger-Levrault, 1983.

Источник: ru.wikipedia.org

Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Абсент — напиток творческой богемы

Абсент — это крепкий алкогольный напиток, содержащий обычно 70% алкоголя. Важнейший компонент абсента это полынь горькая, в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. Именно туйон является главным элементом, благодаря которому абсент славится своим эффектом. Другие компоненты абсента: римская полынь, анис, фенхель, аир, мята, мелисса, лакрица, дягиль и некоторые другие травы.

Ashampoo_Snap_2013.04.13_07h18m58s_022_ (700x564, 65Kb)
Абсент может быть прозрачным, желтым, коричневым, чёрным и даже красным, но чаще абсент имеет изумрудно-зелёный цвет. Абсент мутнеет от добавления воды. Это происходит из-за того, что разбавленный спирт не в состоянии удерживать эфирные масла полыни, а также других трав, и масла выпадают из него.

Современному абсенту предшествовали различные напитки с использованием экстракта полыни. Еще в Древней Греции победитель в гонке колесниц выпивал из кубка вино, настоянное на полыни и впитавшее ее экстракт. Это вино должно было напомнить победителю, что слава имеет не только приятную, но и горькую, жестокую сторону. Древние греки применяли полынную настойку и в лекарственных целях. Знаменитый римский сенатор Плиний Старший (23—79 годы н.э.) писал о вине с экстрактом полыни для терпкости. В средневековой Англии было распространено горячее пиво с полынью (purl).

Рецепт современного абсента появился в конце XVIII века, чему предшествовала следущая история. Некая мадам Энрио в Швейцарии изготовляла лечебную настойку из полыни, которую сама и употребляла. Этой настойкой заинтересовался французский врач Пьер Ординер, живший в маленькой деревушке на западе Швейцарии. Он стал экспериментировать с дикорастущей полынью, изучать её свойства. Примерно в 1792 году Ординер разработал рецепт настойки для пациентов, которая включала следующие травы: полынь (Artemisia absinthium), анис (Pimpinella anisum), иссоп (Hussopus officinalis), мелиссу (Melissa officinalis), ясенец (Dictamnus albus), аир (Acorus calamus), фенхель (Foeniculum vulgare), кориандр (Coriandrum sativum), веронику (Veronica officinalis), ромашку (Matricaria recutita) и даже петрушку (Petroselinum sativum). Рецепт стал популярным.

После смерти мадам Энрио её дочери (по другой версии, рецепт попал к сёстрам после смерти Пьера Ординера) продали рецепт майору Дюбье, который вместе с Анри Луи Перно организовал первое промышленное производство абсента во французском городе Понтарлье.

Со временем во Франции и Швейцарии появилось несколько компаний, занимавшихся производством и продажей абсента. Не будет преувеличением сказать, что в XIX веке производство и продажа абсента уже стали отраслью промышленности. Напиток получил популярность во Франции, существовали даже специальные кафе и клубы для поклонников абсента. Например, в 1913 году французы выпили около 40 миллионов литров абсента.

В 1837 году абсент появился в Америке в Новом Орлеане под фирменными названиями «Зеленый опал» и «Млечный путь».

Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844-1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали все чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся “le cafard”. Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент. В 1880 году абсент был широко распространён во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина.

Марки абсента сильно различались по качеству. Самый лучший абсент дистиллировали, используя виноградный спирт, а более дешёвые сорта изготавливались из промышленного спирта, в котором вымачивали листья полыни или просто добавляли экстракты. Самым распространённым рецептом абсента был такой: сушёную полынь (artemisia absinthium или grande absinthe), анис и фенхель вымачивали целую ночь в спирте. Затем эту смесь кипятили, получая эфиромасличный дистиллят, в состав которого входили терпеноиды. Для улучшения вкуса иногда добавляли другие травы, например: полынь римскую (petite absinthe или artemisia pontica), иссоп аптечный и лимонную ароматическую добавку. После чего абсент фильтровался. Его могли дистиллировать дважды для большей мягкости. Процессы производства и рецепты разных марок различались, но главным было то, что при производстве абсента создаётся не просто крепкий алкоголь, как в случае виски или бренди, создаётся напиток, получающийся в результате соединения спирта с полынью, другими травами, в состав которых входит большое количество эфирных масел. Традиционный зелёный цвет обусловлен — или поначалу был обусловлен — хлорофиллом, который выцветает под воздействием света. Комплексно связанный магний в хлорофилле замещается на водород и образует феофитин бурого цвета. Поэтому пришлось разливать абсент в бутылки из темно-зелёного стекла.

Особую популярность абсент приобрёл среди творческой богемы: такие люди любят все неординарное и необычное. Абсент якобы пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения.
Ashampoo_Snap_2013.04.13_07h16m02s_018_ (700x521, 137Kb)
Абсент имел и ещё одно название — «зелёная фея», ибо утвердилось мнение, что он рождает в сознании причудливые образы. Абсент восхваляли, писатели и поэты увековечивали его в своих произведениях, называя «зелёной музой».

Его любили художники Эдуард Мане, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты Гййом Аполлинер, Поль Верлен, Артюр Рембо, писатели Эдгар По, Ги де Мопассан, Оскар Уальд и многие другие.

Несколько примеров: Э. Дега написал свою знаменитую картину «Абсент», Ван Рог — натюрморт с графином и бокалом абсента, а Пикассо создал скульптуру «Стакан абсента».

Его распространённость росла благодаря публичной истерии создаваемой его мощным эффектом. Но широкое распространение абсента привело к злоупотреблению им. Среди потребляющих абсент все большее число людей проявляли признаки алкоголизма, неадекватного поведения и временного помешательства. Некоторые даже кончали самоубийством. Его употребление считалось даже билетом в сумасшедший дом. Появились предположения, что абсент наносит вред здоровью. Возник даже термин «абсентизм» — алкоголизм вследствие злоупот­ребления абсентом. Для него характерны слуховые и зрительные галлюцинации, головокружение, склонность к припадкам, подобным эпилептическим. В 1859 году появился труд француза Огюста Моте «Об алкоголизме и вредном действии абсента на организм человека», но на него не обратили должного внимания. Через пять лет в одном из ведущих научных журналов была опубликована короткая заметка, в которой описывалось поведение домашних животных — кроликов и собак — после вливания им эссенции из абсента: у них появлялись конвульсии, происходило непроизвольное опорожнение кишечника, дыхание становилось ненормальным, появлялась пена изо рта. Исследования были продолжены.

Контрольные опыты показали, что не все компоненты абсента обусловливают подобные явления, а лишь экстракт полыни.

В 1900 году немецким учёным Ф. Земмлером была описана химическая структура туйона (thujone), выделенного из масла полыни, — пахучего вещества, воздействующего на двигательные центры головного мозга и мозжечок.

В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентщик, застрелил всю свою семью. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В статьях про это убийство говорилось, что фермер находился под влиянием выпитого абсента, и игнорировался тот факт, что он выпил несколько бутылок вина и других алкогольных напитков в тот день.

В 1907 году в одном американском еженедельном издании говорилось о все возраставшем потреблении в Америке «зелёного проклятия Франции» — абсента — и связанных с этим последствиях. В 1912 году было принято решение о запрете абсента в Америке, а в 1915 году его запретили и во Франции (фактически это произошло лишь несколькими годами позже).

В 1916 году европейскими и американскими исследователями было окончательно доказано, что именно туйон вызывает специфические болезненные явления в результате злоупотребления абсентом, поэтому в начале XX века благоразумная часть общества ополчилась против этого напитка. Вопреки сопротивлению его поклонников абсент был запрещён в ряде стран. (Все-таки прав был Луи Пастер, который считал именно вино самым здоровым и гигиеничным напитком.)

Бытует мнение, что запрет абсента — дело рук многочисленных виноделов и виноторговцев (по некоторым данным, абсент захватил до 30 % винного рынка Франции). Скорее всего, это мнение самих продавцов абсента, потерявших и рынок, и прибыли. Но, так или иначе, в настоящее время абсент запрещён во Франции, в США, Швейцарии и в ряде других европейских стран. Но абсент производят до сих пор в Чехии и Испании. Лидером здесь стала Чехия, в частности фирма «Хилл’з Ликер» (одна из марок абсента — Hill’s Absinih).

Современный абсент несколько отличается от французского напитка XIX века. Одни производители абсента уменьшили содержание в нем туйона, другие вообще отказались от полыни, заменив ее разновидностями аниса, и стали выпускать абсентоподобные напитки. Например, в пасти (Pastis) в качестве основы используется звездчатый анис; в белом перно (Pernod Blank) — белый анис (напи­ток получается белого цвета); рикар (Ricard) — напиток красноватого цвета, полученный на основе звездчатого китайского аниса и ароматических трав Прованса.

Уменьшение экстракта полыни или отказ от полыни при производстве современных напитков — скорее всего следствие не добропорядочности производителей, а регламентирующих норм и правил ЕС. Умеренное употребление современного абсента и подобных ему напитков не угрожает здоровью

Употребление абсента. Как было сказано выше, в законодательно-запретительном порядке было сделано так, чтобы потребитель ни в коем случае не навредил своему драгоценному здоровью в процессе употребления абсента. Поэтому можно сказать: «пейте на здоровье!». Впрочем, не забывайте, что это все-таки крепкий напиток на спиртовой основе, поэтому не горячитесь с его употреблением и рассчитывайте свои силы.
Ashampoo_Snap_2013.04.13_07h13m22s_016_ (700x521, 103Kb)
Абсент — способы пития и вкусовые ощущения

Настоящий абсент очень горький и очень крепкий. В продаже можно встретить напитки под названием абсент крепостью 55%. Они чаще всего подслащённые. Такие напитки сделаны из очищенного экстракта полыни, так называемого thujone-free, и не содержат эфирных масел. Подобные “абсенты” имеют отдалённое отношение к легендарному напитку. Ждать каких либо ярких впечатлений от такого “абсента” бесполезно. Чем хорош такой напиток, так это лёгкостью питья, в сравнении с водкой.

Если Вы хотите купить или изготовить абсент, то знайте, что его крепость должна быль около 70%. Именно в такой концентрации спирт может удерживать эфирные масла полыни. Как было сказано раньше, абсент очень горький. Его горький вкус может вызвать тошноту, если не пить его правильно. 70% спирт содержащийся в абсенте может обжечь вкусовые рецепторы языка. Поэтому можно смягчить вкус абсента разбавив его водой по вкусу.

Состояние настоящего абсентного опьянения не похоже на алкогольное. Эффект абсента может быть разным. Это может быть приятное спокойное расслабление, бодрость, эйфория, неожиданный и беспричинный смех. Абсент может заставить людей совершать непонятные и нелепые поступки, которые оставляют яркие воспоминания, не всегда безобидные. Некоторые люди описывают ощущения, возникшие после употребления абсента, как состояние необъяснимой агрессии. Известен случай, когда парень, выпив абсента, избил незнакомую ему девушку. Многое зависит от личности пьющего, от его настроения и обстановки в которой пьётся абсент.

Хотя абсент можно пить по-разному, в том числе и в коктейлях, тем не менее сложился и своеобразный ритуал его потребления. На стакан или бокал с абсентом помещают серебряное ситечко (так называемую абсентную ложку), в ситечко кладут кусочек сахара (считается, что лёгкая сладость смягчает вкус абсента) и сверху льют холодную воду. При разбавлении прозрачный зелёный абсент превращается в желтоватый опалового цвета раствор. Этот ритуал имеет не меньшую притягательность, нежели необыкновенный вкус напитка и его возбуждающее действие.

Сейчас чаще используют несколько иной вариант: в чайную ложку кладут немного сахара, затем в ложку наливают абсент, поджигают его и ждут расплавления сахара. Полученную карамель быстро вшивают в бокал с абсентом и размешивают.

Вот самые популярные способы:

1) классический (французский). Ледяную воду наливают в абсент через вилку с лежащим на ней кубиком сахара, пока напиток не помутнеет, а за­тем до любимой вами степени крепости (начальная — 70 градусов). Есть суждение, что сладкая вода является катализатором действия туйона;

2) тот же, но без ритуала с сахаром, в качестве long drink с апельсиновым или ананасовым соком или тоником, лимонадом и льдом;

3) похожий на первый, но сахар предварительно смачивают в абсенте и поджигают. После того как в стакан упадёт необходимое число капель рас­плавленного сахара, добавляют ледяную воду. Этот способ позволяет ещё больше смягчить вкус напитка, но опасен: абсент в стакане может загореться. Поэтому соблюдайте осторожность;

4) в чистом виде, сильно охлаждённым. Это, скорее, на любителя или даже «профессионала».

Многими людьми было замечено, что абсентное опьянение может сопровождаться смазанным, слегка размытым зрением или изменённым цветовосприятием. Большие предметы выглядят не очень чёткими, а мелкие почти неразличимыми. Терпимость к боли, также один из эффектов абсента.

Лучше пить абсент изначально отбросив напряжение. Надо пить абсент без спешки, настроившись на отдых. Если это будет не так, то даже большие дозы абсента могут не дать ничего, кроме тяжёлого опьянения. Вечер с абсентом пролетит незаметно, оставив на утро только похмелье. Успокоитесь. Попробуйте понять абсент. Тогда он принесёт запоминающиеся впечатления и приятное понимание самого себя и окружающих. Существует мнение, что во время ритуального приготовления абсент заряжается Вашим настроением и энергетикой.

Знайте меру. Тяжёлое похмелье — один из “эффектов” злоупотребления абсентом. Не верьте тем, кто говорит, что абсент не дает похмелья.
Ashampoo_Snap_2013.04.13_07h13m49s_017_ (700x679, 136Kb)
Марки абсента

Xenta — наиболее распространённая в России марка абсента. Первоначально его производили в Испании специально для нашего рынка, в последнее время чаще встречается напиток итальянского производства.

Абсент Xenta и сегодня производится по классическому рецепту, изобретённому более 200 лет назад. Его характерной особенностью является богатая волна анисовых нот. Вкус у напитка очень мягкий с лёгким намёком на лакрицу, что с успехом маскирует большую крепость.

Отличается Xenta и изысканным полупрозрачным зелёным цветом с оттенками лайма и яблока.

Xenta Superior: Это изысканный абсент класса Premium с веточкой полыни в каждой бутылке. Абсент Xenta Superior обладает идеально сбалансированным, немного терпким ароматом с нотами мёда и специй, без доминирующего анисового акцента.

Его богатый и гармоничный вкус со сложным сочетанием трав, а также стильный и элегантный дизайн несомненно заслуживает самой высокой оценки.

Xenta Superior — исключительно приятный напиток, созданный специально для истинных ценителей и знатоков абсента. Для производства этого шедевра используются только растущие в верхней части листья растения artemisia absinthium (полыни горькой), бережно собираемые в июле-августе.

Полное отсутствие искусственных добавок позволяет подчеркнуть аромат и вкус artemisia absinthium, столь высоко ценимый настоящими знатоками.

Фильтрование, осуществляемое по секретной технологии, сохраняет ароматические свойства полыни и придаёт напитку характерный тёмно-зелёный цвет и благородную горечь.

Элегантная бутылка-декантер с веточкой полыни завершает образ Xenta Superior, делая его коллекционным напитком, который может стать оригинальным и изысканным подарком.

Hills — вероятно, марка, появившаяся первой в официальной продаже в России. Одна из самых популярных марок чешского абсента. Но у популярности есть и обратная сторона — это один из самых дорогих абсентов, поставляемых в Россию. Содержание туйона — не более 10 мг/л. Не прекращаются споры, натуральные или искусственные компоненты входят в состав этого абсента, но этот брэнд имеет много поклонников.

King of Spirits: по мнению большинства пробовавших напиток, это одна из самых аутентичных марок абсента. О натуральных компонентах говорят листья полыни на дне бутылки. Содержание туйона — 10 мг/л. Есть разновидность (золотой абсент) с заявленным содержанием туйона 100 мг/л, запрещённая в Европе. Ещё недавно «королевский» абсент можно было заказать только из Чехии, но теперь он появился и в России.

Вкус истории (серебряный): этот абсент производят в России по лицензии и под контролем английской компании. У него оригинальная рецептура и утонченный вкус. Содержание туйона? На него намекает число 10 на этикетке.

Вкус истории (золотой) — вторая разновидность абсента того же производителя, с числом 20 на этикетке. Кстати, некоторыми дегустаторами этот абсент оценён даже выше, чем King of Spirits! Так это или нет — решайте сами.

Винсент Ван Гог — первая марка абсента, произведённого в России из чешского сырья. Надо признать, российские производители не подкачали: абсент получился вкусным и качественным. Говорят, содержание туйона в нем — около 16 мг/л, так что попробовать его стоит.

Винсент Ван Гог Премиум — недавно появившаяся марка абсента того же производителя. Можно предположить, что за словом «премиум» скрывается не только улучшенное качество, но и несколько увеличенное содержание туйона (по некоторым источникам — до 30 мг/л).

Absente — это брэнд из Франции, родины абсента, предназначенный в основном для американского рынка. Его состав разработан самим Мишелем Рю (водка «Абсолют» и др.). Трудно сказать, есть ли в этом абсенте туйон, по вкусу он очень близок к перно. Во всяком случае, красивый зеленовато-жёлтый мерцающий цвет разведённого водой напитка не оставит вас равнодушным. Тем более что в продаже есть по­дарочный набор с ложечкой для сахара и специальным стаканчиком, из которого принято пить абсент во Франции.


Галлюциногенный напиток богемы
ertata

*

Источник: www.liveinternet.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.