Где запрещен абсент

Где запрещен абсент

Когда-то использовали два вида полыни — горькую, которая придавала абсенту характерный «хинный» вкус, и молодую альпийскую, которая «отвечала» за изумрудный цвет напитка. Компоненты абсента, по мнению его создателя, должны были уравновешивать и дополнять друг друга. Мелисса считается лекарственным растением, успокаивающим нервы, и в настойке она играла роль своеобразного противоядия от воздействия полынных эфиров на нервную систему. Тмин и анис с давних времен использовались в медицине в самых различных целях. Цветы иссопа выступали в абсенте как стимулирующее и отхаркивающее средство… Просто не напиток, а какой-то лечебный бальзам! И действительно, абсент, автором которого считается сбежавший от «безобразий» Великой французской революции доктор Пьер Ординэр, впервые стали производить в 1792 году в Куве, маленьком швейцарском городке. И не как спиртной напиток, а всего-навсего как средство, улучшающее пищеварение, так как полынь, которую когда-то называли «хинином бедняков», действительно обладает тонизирующими, стимулирующими и… глистогонными свойствами.


к написано в одном из старинных французских травников: «Полынь превосходная трава для малокровных и ослабленных женщин. Маленькой щепотки на литр воды — вполне достаточно». Сразу оговоримся, что эти слова были написаны задолго до того, как великий Пикассо создал свою «Любительницу абсента» — портрет бледной, малокровной, измученной жизнью и абсентом женщины.
    Вот тебе и полынь! А ведь ученые предупреждали: достаточно всего маленькой щепотки на литр… Но разве можно остановить жаждущее человечество? Уже в 1797 году французский предприниматель Анри-Луи Перно, купивший формулу этого средства у Ординэра, открыл вместе со своим тестем первый завод по производству абсента, добавив к полыни семена аниса, фенхель, иссоп, лимонную мелиссу, дягиль, звездчатый анис, ясенец, можжевельник, мускатный орех, кориандр и веронику. Напиток получился довольно горьким и крепким — 68°, а на его этикетке красовалась фамилия производителя — Перно (Pernod).

Почти нет сомнения в том, что абсент попал в разряд «великих обольстителей» далеко не сразу. По крайней мере, он не был так широко распространен вплоть до правления Луи Филиппа (1830-1848), а точнее — до Алжирской военной кампании, во время которой французские солдаты в Северной Африке под пулями распевали «La Casquette du Pere Bugeaud».
иболее вероятно, что какой-то военный врач, наблюдавший разрушительное воздействие обычного бренди в сочетании с жарким алжирским климатом на умы и тела доблестных солдат, прописал им как стимулирующее средство разбавленный абсент. Можно только представить себе, какие рожи кривили бравые вояки, отведав в приказном порядке нового пойла, вкус которого больше всего напоминал микстуру от кашля. Однако на удивление очень скоро они не только полюбили это «лекарство», но и начали потреблять его в неимоверных количествах — в конце концов «приказ есть приказ». Из напитка, призванного вселять бодрость в усталых бойцов, абсент сначала превратился в любимое средство опохмелки в алжирских кафе, а вскоре пересек Средиземное море и появился сначала в Марселе, потом в Тулоне, а затем и в Париже, где с неимоверной быстротой вошел в моду.
    Во Франции перерыв на обед — это не просто повод перехватить булочку с кофе, это — ритуал, который позволяет на час забыть о работе, почти религиозный культ, который и хозяин и работник ежедневно «отправляют» в своих любимых заведениях. Причем к еде французы приступают далеко не сразу — любой трапезе должен предшествовать аперитив. И какой же еще напиток в этом качестве мог конкурировать с абсентом, средством «официально» улучшающим пищеварение.


мочка перед обедом, рюмочка в конце работы, чтобы снять напряжение, рюмочка перед ужином для улучшения аппетита, рюмочка-другая перед тем, как лечь в постель… Абсент не просто стал популярен — ночная продажа абсентабуквально «захлестнула» сначала кафе и бистро Парижа, затем абсент прокатился волной по Европе и в конце концов пересек океан и прочно обосновался в США. В южном штате Луизиана, который считается французским островком в Америке, абсент производили под торговыми марками «Green Opal» (Зеленый опал), «Herbsaint» (Святая трава) и «Milky Way» (Млечный путь), а один из самых знаменитых ресторанов Нового Орлеана, открытый еще в 1874 году, был даже назван «Old Absinthe House» ("Дом старого абсента").
    Каких только свойств ни приписывали абсенту — он и возбуждал творческую активность парижской богемы, и снимал напряжение и усталость рабочего класса, и приятно освежал добропорядочных буржуа в жаркие летние дни, и даже разжигал любовный пыл и без того достаточно эротичных французов и француженок (последнее, кстати, имеет под собой вполне реальную почву, так как большинство входящих в абсент компонентов издавна считаются сильными афродизиаками — средствами, усиливающими сексуальное влечение).

В результате во всех парижских кафе от Латинского квартала до Монмартра время от 5 до 7 часов вечера стали называть «l"heure verte» (зеленое время), когда происходил почти священный «абсентный ритуал».
огочисленные любители и любительницы абсента в стакан с этим изумрудным горьким «нектаром» наливали по капле воду через перфорированную ложечку с куском сахара, от чего напиток мгновенно становился молочно-желто-зеленым, и с наслаждением потягивали эту мутную смесь с сильным анисовым привкусом. Иногда сахар пропитывали абсентом (или просто наливали абсент в стакан через сахар) и поджигали — выглядело очень эффектно, и напиток казался настоящим «зеленым змием».
   Особенно грешила этим пристрастием богема, которая, видимо, чаще других нуждалась в стимуляторе, постоянно подхлестывала себя таким способом и даже придумала абсенту романтическое имя — «la fee verte» (зеленая фея). Видимо, эта самая фея, ставшая своеобразной музой нового века, и вдохновляла их на творческие подвиги, породившие целую серию живописных и поэтических образов, зачастую трагических. В 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Любитель абсента», которая хранится сегодня в копенгагенской Новой глиптотеке Карлсберга (владельца крупнейшей датской пивной компании Carlsberg, известного коллекционера и мецената). В 1865 году подобное произведение, вошедшее в мировую классику, было написано бельгийским художником Фелисьеном Ропсом, а в 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент».
Дега. Абсент (пастель).обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса. Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости.
    Как-то весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокал вылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Коническое основание бокала — шея. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины, написанной в 1901 году («Любительница абсента» выставлена в зале импрессионистов, на третьем этаже Эрмитажа).


Художник прекрасно знал, что за пристрастие к этому «вдохновителю» большинству из его коллег и друзей пришлось жестоко расплачиваться. В конце 1850-х годов врачи начали сталкиваться с результатами хронического потребления абсента — наркотической зависимостью, повышенной возбудимостью и галлюцинациями. Вполне естественно, что такую реакцию, названную ими «абсентизмом», сразу же связали с полынью, а точнее — с содержащимся в ней алкалоидом туйоном, который, предположительно, оказывает такое же воздействие на нервную систему человека, как и тетрагидроканнабинол — активный компонент марихуаны. В итоге несчастную полынь обвинили во всех смертных грехах — она стала ответственной и за психозы, и за белую горячку, и даже… за богемное распутство. Однако современные ученые смогли обнаружить лишь то, что входивший в абсент состав из полыни, иссопа и фенхеля воздействует на эпилептиков, учащая у них припадки, а для здорового человека — совершенно безвреден. Кроме того, некоторые специалисты вообще весьма скептически относятся к «полынной версии» вредности абсента и считают, что основным виновником всех бед является совсем не туйон, а тривиальный алкоголь, принимаемый регулярно и в значительных количествах. В этом есть свой резон, так как симптомы абсентизма — привыкание, галлюцинации, бессонница, тремор и судороги — не слишком отличаются от симптомов обычного алкоголизма.
    Тем не менее именно благодаря полыни абсент попал в разряд «нехороших» напитков, что усугублялось теорией наследственности Ламарка, Абсент Пьеро (Pierrot).которая в то время овладела умами просвещенных европейцев, считавших, что «абсентизм» сказывается на потомстве и передается по наследству.
зультат не заставил себя долго ждать. Уже в 1905 году производство абсента было запрещено в Бельгии; в 1908 году, после громкого дела об убийстве фермером своей жены и детей якобы под влиянием абсента, этот напиток исключили из своего рациона швейцарцы; в 1910 году то же самое сделали голландцы (которые, кстати, никогда им и не злоупотребляли); в 1912 году был запрещен его импорт в США и, наконец, в 1915 году «сдались» французы. Более того, во многих странах вообще запретили использование полыни во всех продуктах и напитках, и этот запрет формально сохраняется по сей день. Если, конечно, не принимать во внимание, что такие всемирно знаменитые ликеры, как шартрез и бенедиктин, все же содержат небольшое количество полыни, а безобидный итальянский вермут вообще приходится родным братом абсенту, так как его название происходит от немецкого wermut — полынь.
    Настоящий французский абсент остался достоянием Истории. Да еще какой скандальной истории! Хотя эта «зеленая фея» даже удостоилась чести иметь свой собственный музей (и не один!), например, во французском городе Овер-сюр-Уаз, где похоронен великий Ван Гог. Этот музей был открыт в 1994 году автором многочисленных работ об абсенте Мари-Клод Делайе и расположен по адресу: 44, rue Calle. Другой музей, где представлена постоянная экспозиция, связанная с абсентом, находится в Maison Labrut, в небольшом бургундском городке Понтарлье. После запрета на производство этого аперитива город перешел на выпуск хорошо зарекомендовавшего себя анисового ликера.


Сегодня абсент — это только романтическое прошлое. Французы заменили полынь еще большим содержанием аниса и создали крепкое желтоватое анисовое бренди, которое в течение 10 часов настаивают на травах и лакричном порошке, чтобы придать ему слегка сладковатый вкус и специфический аромат. Три его самые популярные марки: Pernod (Перно) — классический напиток Анри-Луи Перно, сохранившийся в бесполынной версии, Ricard (Рикар) — аперитив на базе звездчатого аниса и трав Прованса и Pastis (Пастис) — впервые выпущенный в Марселе в 1951 году (что обозначено крупной цифрой 51 на этикетке). Французы все также разбавляют эти «абсентные суррогаты» (кстати, очень любимые авторами) водой и потягивают эту беловатую жидкость на террасах своих кафе, видимо, вспоминая старые добрые деньки, когда настоящий абсент вливал в них бодрость, дух творчества и необыкновенную сексуальную энергию. Попробуйте и вы: пять частей воды, одна часть «Перно» и немного колотого льда.
ть-чуть напоминает «капли датского короля», но усталость действительно снимает хорошо. Возможно, еще с легкой руки бравых французских солдат вкус аниса в крепких напитках буквально захлестнул юг Европы и особенно Средиземноморье. По всему побережью, в Испании, Италии, Греции, Турции и на Кипре, мужчины сегодня собираются в кафе поболтать за рюмочкой крепкой анисовой настойки, разбавленной водой. Греческая «Ouzo», болгарская «Мастика» и турецкая «Raki» стали своеобразными визитными карточками создавших их стран. Единственная страна, до сих пор производящая настоящий абсент, — это Испания, где в 1918 году потомки Анри Перно открыли один из своих «полынных» заводов (правда, и здесь экспортный вариант выпускают без полыни). Свой «безопасный» абсент довольно широко производят в Чехии, Швейцарии и Португалии, хотя и в этих странах, где запрет на полынь до сих пор не снят, сегодня понемногу экспериментируют с Artemisia absinthium — специально для любителей острых ощущений.
    Слишком поздно родившийся Хемингуэй, явно причислявший себя к богеме, был вынужден приобщаться к «зеленой фее» в Испании, а не в уютных кафе Монпарнаса, которые он так любил. Посмотрите, с какой любовью он описывает «абсентный» ритуал в «Фиесте», словно сидит за столиком вместе с Бодлером или Пикассо: «Мы заказали по абсенту и разглядывали толпу на площади и танцоров… Я сразу налил воды в абсент и размешал, вместо того чтобы дать ей стечь каплями.
лл бросил в стакан кусочек льда. Я ложкой помешал лед в темной, мутной смеси… Мы смотрели, как наступает вечер последнего дня фиесты. От абсента все казалось лучше. Я пил его без сахара, и он приятно горчил». Так что, если хотите приобщиться к парижской богеме и испытать на себе вдохновение, которое вызывал у них абсент, — вам придется отправиться в Каталонию, а точнее, в Таррагону, которая расположена на живописном побережье Средиземного моря.

Как пить абсент? Существует множество способов, самые популярные:
  Употребление абсента.
   1. Классический (французский способ). Ледяная вода наливается в абсент через вилку с лежащим на ней кубиком сахара до того момента, пока напиток не помутнеет, далее до любимой вами степени крепости (начальная — от 70%). Есть суждение, что сладкая вода является катализатором действия туйона.

2. Тот же, что и первый, но без ритуалов с сахаром, а в качестве long drink с апельсиновым или ананасовым соком или тоником, лимонадом и льдом.
    3. Похож на первый, но сахар предварительно смачивается в абсенте и поджигается. После того, как в стакан упадет необходимое число капель расплавленного сахара, заливается ледяная вода. Этот способ позволяет еще сильнее смягчить вкус напитка, но опасен тем, что абсент в стакане может легко загореться, поэтому применяйте его осторожно.

4. В чистом, сильно охлажденном виде. На любителя или скорее "профессионала".

Что попробовать?

    Ксента (Xenta) .
    Самая распространенная марка абсента в России. Первоначально производилась в Испании специально для нашего рынка по заказу Абсент Ксента (Xenta). дистрибьютора — компании Васко (в испанском варианте называется Tunnel). В последнее время чаще встречается Ксента итальянского производства. Знатоки спорят, является ли Ксента абсентом в полной мере (из-за ее европейских корней), содержится ли в ней туйон, но безусловно стоит ее попробовать, чтобы решить для себя этот вопрос.

Хилз (Hills) .
    Вероятно самая первая марка абсента, появившаяся в официальной продаже в России. Одна из самых популярных марок чешского абсента в мире. Но у популярности есть обратная сторона — это один из самых дорогих абсентов, поставляемых в Россию. Заявленное содержание туйона — не более 10 mg/l. Не прекращаются споры, натуральные или искусственные компоненты входят в состав этого абсента, но Хилз — это бренд, имеющий много поклонников.
Кинг оф спиритс (King of spirits) .
    По мнению большинства пробовавших — одна из самых аутентичных марок абсента. Полностью натуральные компоненты, на что указывают листья полыни плавающие на дне бутылки. Заявленное содержание туйона — 10 mg/l, есть разновидность Gold с заявленным содержанием в 100 mg/l, но в Европе это запрещено. Еще недавно этот "королевский" абсент можно было заказать из только из Чехии, но теперь он появился и в России.
    Вкус истории (серебряный) .
    Абсент, сделанный в России по лицензии и под контролем английской компании. Оригинальная рецептура и утонченный вкус, содержание туйона, на которое намекает цифра 10 на этикетке — что еще нужно для истинного любителя?

Вкус истории (золотой) .
    Вторая разновидность от того же производителя. Догадайтесь, но что указывает цифра 20 на этикетке? Кстати, некоторыми дегустаторами этот абсент был оценен даже выше чем King of Spirits! Так это или нет — решать Вам.
    Винсент Ван Гог .
    Первая марка абсента, сделанная в России из чешского сырья. Надо признать, что в этом случае не стыдно за российского производителя — абсент получился вкусным и правильным. А если учесть, что по некоторым данным содержание туйона в нем около 16 mg/l, то попробовать его становится еще более заманчивой идеей.
    Винсент Ван Гог Премиум .
    Недавно появившаяся марка от того же производителя. Нетрудно предположить, что за словом Премиум скрывается не только улучшенное качество, но и несколько увеличенное содержание туйона (по некоторым источникам — до 30).
    Абсенте (Absente) .
    Марка из Франции — родины абсента. Бренд разрабатывался самим Мишелем Рю (водка Абсолют и др.) в основном для американского рынка. Трудно сказать, есть ли в этом абсенте туйон, по вкусу он очень близок Перно, но красивый зеленовато-желтый мерцающий цвет разведенного водой напитка не оставит Вас равнодушным. Тем более, что в продаже есть подарочный набор с настоящей ложечкой для сахара и специальным стаканчиком, из которого принято пить абсент во Франции.

Абсент очень горький напиток. Традиционно в абсент льют холодную воду через кубик сахара, лежащий на специальной дырявой ложечке (см. фото ниже слева). Вода растворяет сахар, который смешивается с абсентом. Сладкая вода помогает скрыть очень горький вкус абсента.  Существует мнение, что сладкая вода является катализатором действия туйона.
Когда вода смешивается с абсентом, напиток мутнеет и приобретает радужный белый цвет с оттенками зелёного и жёлтого цвета. Такой эффект получил название louche. Помутнение происходит из-за того что разбавленный водой спирт не в состоянии удерживать эфирные масла, содержащиеся в абсенте, и они выпадают из него. Наилучшим соотношением для разбавления абсента водой считается 5 частей воды к 1 части абсента.
    Перебить горький вкус абсента помогает долька лимона.

Приятных Вам ощущений! :))
—————————————-——————-

ЧАРЛЬЗ КРОСС (1842-1888)
    Чарльз Кросс был поэтом, физиком, химиком, художником и музыкантом. Предположительно, что он был фактическим изобретателем проигрывателя в 1877 году. Однако, из-за проблем с финансированием он не смог организовать производство и не получил патент на своё изобретение. В этом отношении его обошли другие изобретатели, и в особенности Томас Эдисон. Кросс был также известен, как разработчик цветной фотографии и телеграфа. Он мог выпивать по двадцать порций абсента в день, что часто и делал, благодаря чему был известен во многих парижских абсент-кафе.

    ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)
    Возможно один из последних известных абсентистов, Хемингуэй пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. По слухам он сохранил несколько бутылок абсента, когда жил в США. Абсент можно встретить во многих его произведениях, включая "Смерть в полдень" и "По кому звонит колокол". Хемингуэй не имел столь сильной привычки пить абсент, как другие упомянутые на этой странице.

    АЛЬФРЕД ДЖАРРИ (1873-1907)
    Знаменитый автор скандальных пьес. Он был эксцентричным писателем и известным абсентистом. Своим своенравным характером он возмущал руководство французских театров. Но благодаря своему таланту стал культовой фигурой своего времени. Для большего вдохновения Джарри, по общему признанию, использовал абсент. При помощи абсента он соединял вместе мечты и реальность, искусство и жизнь.

    АРТУР РЕМБО (1855-1891)
    Артур Рембо был молодым поэтом, который приехал в Париж в возрасте 16 лет. Нищий, но впечатляющий своей работоспособностью и талантом он вскоре познакомился с Полем Верленом. Но их сотрудничество не было продолжительным. И вскоре Рембо поссорился с Полем Верленом. Это произошло из-за случайного выстрела, которым Верлен ранил его. Поль Верлен был приговорён к тюрьме. Рембо провел остаток жизни на службе в голландской армии. Хотя он прекратил занятия поэзией, но тем не менее для Франции он останется одним из величайших поэтов.

    ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890)
    Вероятно самый знаменитый абсентист. Никто в действительности не знает срока его увлечения абсентом. Большинство ученых утверждают, что Ван Гог был жадным до абсента. Его письма свидетельствуют, что он пил его очень регулярно. Будучи гениальным художником, Винсент Ван Гог страдал от психического расстройства. Вероятно, что душевная болезнь однажды привела его к питью скипидара, который использовался в приготовлении красок. В конце жизни он страдал от острого алкоголизма и абсентизма. Также он страдал эпилептическими припадками. Но точного диагноза и причину его смерти вряд ли сейчас удастся установить.

    ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН (1844-1896)
    Богемный поэт Парижа, Верлен воспевал абсент во времена своей молодости. Он проводил время в компании проституток и пьяниц. Его постоянным компаньоном был молодой поэт Рембо. В последствии Верлен обнищал, но не прекратил пить абсент. По свидетельству его друзей, даже когда он проклял абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.
http://territa.ru/publ/2-1-0-73  

Источник: current-issues.livejournal.com

Состав и свойства[править | править код]

Туйон долгое время считался одним из главных действующих компонентов абсента: это токсичное вещество[9], за которым долгое время удерживалась репутация галлюциногена, впоследствии не подтверждённая исследованиями. Исследователи в XIX в. считали, что туйон добавляет к опьянению, которое по причине высокой крепости абсента может произойти очень быстро, выраженное возбуждающее действие, зачастую приводящее к неконтролируемой агрессии.[10] Более современные исследования продемонстрировали, что галлюциногенные свойства абсента сильно преувеличены.[10]

В состав напитка в той или иной форме входят следующие растения:

  • аир (Acorus);
  • анис (Pimpinella anisum);
  • вероника (Veronica);
  • дягиль (Archangelica);
  • иссоп (Hyssopus);
  • кориандр (Coriandrum sativum);
  • лакрица (Glycyrrhiza);
  • мелисса (Melissa);
  • мята (Mentha);
  • петрушка (Petroselinum)[11];
  • полынь горькая (Artemisia absinthium);
  • полынь понтийская (Artemisia pontica);
  • ромашка (Matricaria);
  • фенхель (Foeniculum)

Абсент чаще всего имеет изумрудно-зелёный цвет, но также может быть прозрачным, жёлтым, синим, коричневым, красным или чёрным. Зелёный цвет напитка обусловлен хлорофиллом, который разлагается на свету, во избежание чего абсент разливают в бутылки из тёмного стекла. Благодаря характерному цвету абсент получил прозвища «Зелёная фея» и «Зелёная ведьма».

Абсент мутнеет от добавления воды, так как эфирные масла аниса и фенхеля при разбавлении крепкого спиртового раствора образуют эмульсию[12].

История[править | править код]

Появление[править | править код]

Существует несколько версий появления абсента. Некоторые историки считают, что абсент появился в Швейцарии в 1792 году в городке Куве, расположенном неподалёку от границы с Францией. В этом городе жили сестры Энрио, занимавшиеся изготовлением лекарственных снадобий. Одно из них приготовлялось методом дистилляции полынно-анисовой настойки в небольшом перегонном аппарате и получило название «Bon Extrait d’Absinthe». В состав конечного спиртного напитка входили также ромашка, фенхель, вероника, кориандр, иссоп, корень петрушки, мелисса, шпинат. Этот эликсир сестры продавали через врача Пьера Ординера, бежавшего в Швейцарию во время Великой французской революции. Некоторые историки считают, что Пьер Ординер сам разработал рецепт абсента. Лекарь прописывал абсент своим пациентам едва ли не как панацею.

Позже предприниматель Анри Дюбье купил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство при помощи своего друга Анри-Луи Перно в 1798 году. Реализация абсента пошла удачно, из-за чего возникла необходимость в открытии нового завода в Понтарлье в 1805 году, который впоследствии стал основным центром производства напитка, завод назвали «Перно», до сих пор абсент выпускается под этой торговой маркой[13].

Распространение[править | править код]

Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844—1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «le cafard». Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент. В 1888 году абсент был широко распространён во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина.
Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18 до 20 лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина — в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но с появлением дешёвых марок стал намного доступнее и вреднее.

Выделяют несколько причин «заражения» рабочих буржуазной привычкой. Но в целом картина выглядит так: сокращение рабочего дня до 8 часов, повышение зарплаты, гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина. Соответственно повысилась стоимость виноградного спирта, использовавшегося прежде при изготовлении абсента, производители обратились к промышленному спирту, что сделало абсент дешевле вина в 7—10 раз. Самый дешёвый абсент был настоящим ядом, его и употребляли рабочие в сомнительных забегаловках, в которых иногда не было даже столов и стульев, а только цинковая стойка.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом. Если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников — «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».

Запреты[править | править код]

В июле 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков, застрелил всю свою семью — употреблённые фермером в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии. В результате референдума 5 июля 1908 года абсент был запрещён.

К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке Палаты депутатов Франции запретить продажу абсента на основании опасений, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».

Тогда же был распространён военный плакат, на котором женщина в характерной для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.

Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил ещё один, согласно которому военнослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном счёте, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии. Абсент стали называть наркотиком[14].

С 1930-х по конец 1980-х годов абсент существовал[где?] на полулегальном положении, либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни, вымоченных в водке, и тому подобном.

Легализация[править | править код]

Местом возвращения абсента на рынок считается Великобритания, точнее Шотландия. Там он никогда не был запрещён, но и после гонений в других странах совершенно не имел популярности до 1998 года, когда чешская марка Hill’s, основанная в 1920 году, запустила напиток на британский рынок. В немалой степени успеху этого предприятия способствовали знаменитости, в частности Джонни Депп, находясь в Великобритании на съёмках фильма «Сонная лощина», рассказывал, как неоднократно употреблял абсент совместно с Хантером С. Томпсоном на съёмках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Вообще, успех чешской марки трудно объяснить, потому что вкус этого абсента не отвечал элементарным требованиям. «Этот абсент пьют, чтоб быстро опьянеть; только мазохист добавляет в него воду, чтобы затянуть его действие». Эта фраза, которую можно услышать только в ночных клубах или в среде состоятельных алкоголиков, тем не менее, верно передаёт то, что использовался такой продукт в качестве наркотического средства, а не собственно как напиток (столовым напиток подобной крепости быть по определению не может). Качественный, напротив, не вызывает опьянения столь быстро, хотя и превосходит, кроме «плохого», все известные напитки с содержанием этилового спирта.

Марку Hill’s ругали все квалифицированные критики алкогольной продукции и производители; через год, при содействии главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента, Мари-Клод Делаэ, была выпущена новая марка «La Fee», которую можно было употреблять без испытания столь неприятных вкусовых ощущений и других последствий, хотя и с предосторожностями.

Маркетинговая политика производителя учитывала комическое отношение англичан к «опаснейшему из ядов», ряд акций носил ярко выраженный «несерьёзный» характер, несвойственный рекламе алкоголя. Это привело к созданию более «позитивного» образа абсента — преуменьшенно вредного и слегка зловещего; никогда до этого высокотоксичный алкоголь не имел такой «радужной» репутации.

В 2004 году парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента, запрещённого с 1907 года. 24 июля 2004 года суд Амстердама отменил голландский закон от 1909 года, запрещающий абсент. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введённые Европейским союзом, согласно которым количество туйона в абсенте не должно превышать 10 мг/кг (35 мг/кг с 2008 года). Однако недобросовестными производителями эти нормы довольно часто нарушаются.

В США с 2007 года разрешён ввоз и производство абсента с долей туйона, не превышающей 10 мг/кг.

Виды абсента[править | править код]

Классифицировать абсенты можно по разным критериям:

По цвету:

  • Зелёный — классический натуральный цвет абсента. Имеет несколько оттенков: от насыщенного изумрудного до светло-зелёного. Практически каждый производитель выпускает зелёный абсент. Так как окраска естественными красителями (хлорофиллом из зелёных листьев) недолговечна, то производители в подавляющем большинстве случаев используют искусственные зелёные пищевые красители.
  • Жёлтый абсент. Яркого янтарного цвета. В большинстве случаев этот цвет создаётся пищевыми красителями, но он также может быть признаком натуральности абсента, так как естественные красители (хлорофилл из зелёных листьев) меняют цвет в сторону желтизны через несколько месяцев после изготовления (старение абсента).
  • Красный абсент — напиток с экстрактом граната, который придаёт ему пикантный светло-рубиновый оттенок и оригинальное послевкусие. В большинстве красных абсентов используются пищевые красители.
  • Чёрный (коричневый) абсент. В отличие от остальных видов напитка, в чёрном абсенте использованы не листья или соцветия полыни, а корни. Тёмный цвет напитку придаёт настой чёрной акации Катеху, который вносит в абсент ягодные и сладкие тона. В настоящее время для придания абсенту тёмных оттенков используются пищевые красители.

К сожалению, в настоящее время по цвету такого потенциально опасного для потребления продукта, как абсент, нельзя судить о его качестве и натуральности.

По крепости:

  • большой крепости (55—65 %): французские, чешские и испанские сорта с экстрактом полыни и низким содержанием туйона или вовсе без него;
  • экстремально большой крепости (70—85 %): швейцарские, большая часть чешских, испанских, итальянских и немецких, а также некоторые французские сорта абсента. Натуральные абсенты, выполненные по классической технологии (настойка, далее дистилляция), обычно входят именно в эту категорию.

По содержанию туйона[п 1]

  • с высоким содержанием: 25—100 мг/л: швейцарские абсенты Swiss La Bleue, чешские Logan 100, King of Spirits и другие.
  • с низким содержанием туйона от 1,5 до 10 мг/л: большая часть абсентов, выпускаемых в Европе.
  • без туйона: Logan Fils (Швейцария), Absente (Франция), однако чаще всего настойки, имитирующие абсент.

Эффект от употребления[править | править код]

Вред от абсента связывают в основном с содержанием в нём туйона (монотерпина), токсичного вещества, которое содержится в горькой полыни и может с достаточно большой вероятностью вызвать ряд негативных последствий для организма. Опьянение абсентом (передозировка при чрезмерном злоупотреблении) напоминает действие некоторых наркотических веществ, которые вызывают общее возбуждение, изменение сознания и галлюцинации, немотивированную агрессию.

Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона. В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких, как переносимость других растительных ингредиентов напитка организмом пьющего. Однако это высказывание не было сопровождено фактическим подтверждением, а все прочие растительные компоненты не являются галлюциногенными ни в каком виде.

Роль туйона и эфирных масел сводится к маскировке вкуса спирта, что может привести к необычно быстрому и сильному опьянению, сопровождаемому дрожью, головными болями, головокружениями, мышечными судорогами и даже потерей сознания[15]. Именно по этой причине людям, не уверенным в своей силе воли, следует пожизненно воздерживаться от употребления сверхкрепких алкогольных напитков.

Кроме того, из-за высокой концентрации спирта абсент гарантированно наносит вред организму при употреблении доз от бокала с интервалом менее получаса, а его более или менее частое употребление всегда заканчивается похмельным синдромом, поражением внутренних органов и мозга. Побочными эффектами чрезмерного употребления этого напитка могут быть: бессонница, кошмары, дрожь или озноб, депрессия, оцепенение, психоз, судороги, тошнота — то есть проявления абстинентного синдрома, как при злоупотреблении любым алкогольным напитком.

Следует отметить, что «абсентное похмелье» весьма просто вылечивается в специализированных (наркологических) лечебных заведениях или больницах общей практики, однако психическая зависимость может быть преодолена только самим потребителем напитка.

Культура употребления[править | править код]

Некоторые абсентье рекомендуют перебивать горький вкус абсента долькой лимона. Хотя последнее считается отступлением от общепринятого.

Способы употребления абсента:

  • «Кристальный чешский».
    • В стеклянный стакан с толстыми стенками наливают немного абсента на глаз. Затем поджигают и ждут, пока прогорит. Задувают и пьют сразу, залпом, не закусывая и не запивая.
  • «Французский».
    • В бокал наливают одну часть абсента, ставят на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Затем выливают в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворяется в воде, а получившийся сироп смешивается с абсентом.[16].
    • Продолжением этого способа является употребление абсента с толчёным льдом в тех же пропорциях.
  • «Чешский».
    • Через кусочек сахара на установленной на краях бокала абсентной ложечке пропускают большими каплями одну часть абсента. Затем поджигают сахар и капают получившуюся карамель в абсент. Затем разбавляют тремя частями воды. Этот наиболее известный способ опасен тем, что абсент в стакане может легко загореться, и требует осторожности. (В подобных случаях некоторые ценители считают это одним из сигналов для начала разбавления абсента водой — напиток, теряя крепость, потухнет сам собой).[16].
    • Второй способ заключается в том, что на нагретую ложку с отверстиями, которую держат над бокалом, кладётся кусок сахара. На ложку льётся напиток. Получается смесь (растаявший сахар и слегка нагретый абсент)[16].
  • «Русский»:
    • Сахарный сироп делают отдельно, смешав сахар с водой. Потом разбавляют абсент сиропом в нужной пропорции[16].
    • В стакан наливают абсент, поджигают его. Дают немного прогореть. Затем накрывают вторым стаканом, пламя гаснет. Абсент быстро переливают во второй стакан, а первый накрывают салфеткой и переворачивают вверх дном. Нагретый абсент выпивают, а под перевёрнутый стакан засовывают коктейльную соломинку и вдыхают пары. Очерёдность вдыхания паров алкоголя и выпивания можно менять.
  • «Суровый»:
    • Четыре части ледяного абсента наливают в стакан, затем поджигают его. На абсентную ложечку кладут кусочек сахара, держа её над пламенем. Сахар тает и капает в стакан, кристаллизуясь на его дне. Когда количество круглых коричневых кристалликов заполнит оставшуюся пятую часть стакана, ложечку с сахаром убирают. Затем задувают пламя и тут же, опустив в стакан коктейльную трубочку, несколькими быстрыми большими глотками пьют через неё все жидкое содержимое стакана, пропуская его по всему языку.
  • «Доработанный парашют»:
    • Наливают 40 мл абсента в коньячный фужер. Кладут коньячку боком на стакан. 45 мл спрайта или сока наливают в стакан. Затем поджигают абсент и крутят фужер (чтобы фужер не лопнул). Горящий абсент быстро переливают в стакан, плавно поднимая коньячку вверх; быстро накрывают фужером стакан, в плотно накрытом стакане абсент тухнет. После наклоняют коньячный фужер и в образовавшуюся щель вставляют трубочку; курят, вдыхая носом, выдыхая ртом. Пока человек курит пары, в блюдце поджигается заранее заготовленный сахар: в центр блюдца кладутся два кубика сахара, один на другой, затем они пропитываются абсентом до образования лужицы в углублении для чашки (находится в середине). Когда всё скурят, поднимают коньячку и пьют абсент залпом (если с соком); если со спрайтом, то сначала взрывают текилу-бум и пьют залпом. Когда допивают этой же коньячкой постепенно водят над плавящимся сахаром и накрывают, тем самым туша.
  • «Рязанский суровый» («Шиловский»).
    • На рюмку с абсентом (не более 50—70 г) кладется чайная ложечка с кусочком сахара. Далее либо на кусочек сахара капают абсентом, либо окунают кусочек сахара в абсент в рюмке. После этого поджигают пропитанный напитком кусок сахара. Дождавшись начала плавления сахара, резко подув, гасят пламя и съедают кусок сахара (некоторые умельцы съедают сахар, не погасив). Разжевав пропитанный абсентом сахар, но не глотая его, запивают напитком из рюмки.
  • «Чешский суровый»:
    • Устанавливают абсентную ложечку на края большого стакана, ставят кусочек тростникового сахара на ложечку, наливают порцию в рюмку, проливают несколько граммов на сахар, поджигают, тоненькой струйкой льют несколько граммов на сахар, который вымывается из кусочка и оказывается на дне стакана, растворенный в абсенте. Затем поджигают сахар, следят за тем, пока не кончится порция абсента или не растворится весь сахар. Пьют мелкими глотками.
  • «Коржевский суровый»:
    • Наливают 50 г абсента в стакан через 2 кусочка рафинада, один кладут на ложку, второй рядом на блюдце. Затем поджигают абсент в стакане, пламя от абсента поджигает сахар, с помощью ложки растворяют горящий сахар в горящем абсенте, аккуратно смачивая рафинад абсентом до полного растворения и кристаллизации в стакане. Потом гасят пламя в стакане с помощью блюдца (предварительно ставят блюдце на стакан). Поджигают промоченный заранее абсент и сбивают пламя резким выдохом. Пьют быстро ещё тёплый абсент, затем аккуратно берут рафинад из блюдца и закусывают рафинадом.
  • «Цитрусовый абсент»:
    • Берут дольку апельсина/мандарина с кожурой, чистят от внутренней плёнки, обнажив мякоть фрукта. Затем обваливают дольку в смеси сахарного песка и корицы (по вкусу).

Далее поджигают абсент в рюмке и щипцами держат над ней заранее подготовленную дольку апельсина или мандарина, чтобы смесь из сока и корицы падала в рюмку.

  • «Тархун»:
    • Наливают абсент в стаканы для приготовления (33—100 г) и кидают туда немного сахара и поджигают. Затем размешивают сахар и следят за тем, как он растворяется; В этот момент надо перелить абсент из чашек для приготовления в чашки для питья (стаканы для приготовления могут трескаться, но благодаря образующейся в результате горения плёнке не крошатся). Переливают очень аккуратно, так как стекло стаканов для приготовления трескается именно из-за перепада температуры между стенками и абсентом. Пьют быстро, так как абсент остывает и сахар кристаллизуется.
  • «Жаба» («Пятничный»)
    • В бокал для коньяка наливают 30 мл абсента. В рокс наливается 15 мл мятного ликёра, 100 мл шампанского и 30 мл водки. Абсент поджигается в коньячке (снифтере) и крутится, чтоб бокал нагревался равномерно и не треснул. Затем переливают горящее содержимое в рокс к остальной смеси и сверху вставляем коньячку (снифтер). Коньячка (снифтер), вставленная в рокс, должна краями на 5—10 мм погрузиться в смесь, в связи с тем, что в бокале создалось разрежение. Он через смесь втягивает его в бокал, разбавляя пары абсента, а из жидкости надуваются пузыри, как от жабы. После того как пузыри заканчиваются, коньячку (снифтер) ставят на заранее заготовленное блюдце/салфетку. Затем накрывают бокал парочкой салфеток и либо бьют об стойку/стол, либо встряхивают, смесь вспенивается. Пьют залпом.
  • Веселый молочник
    • Смешивают в равных пропорциях абсент, виски и молоко. Пьют медленно.
  • «Нежный»:
    • Наливают в рюмку 13 ледяной воды, затем 23 абсента, так, чтобы жидкости не перемешались, а было 2 слоя. Пьют.
  • «Теплый»:
    • Наливают в рюмку 1 к 1 сок лимона/лайма, перемешивают, выпивают, ждут 20—30 секунд и запивают сладким. Этот способ даёт эффект сильного прогревания горла.
  • «Красивый»:
    • Берут 50-граммовую стопку, наливают абсент и гренадин в соотношении 9 к 1, поджигают и аккуратно опускают стопку в 300-граммовый стакан с шампанским. Содержимое начинает медленно окрашиваться в ярко-вишневый цвет, а под конец получается напиток насыщенного цвета баклажана. Стопка должна все время оставаться в стакане. Чтобы вкус напитка стал равномерным, мешают его трубочкой. Пьют медленно.
  • «Чеширский кот»:
    • В стакан-тумблер на дно выкладывается 1/4 лед-фраппе, добавляется 1/4 зелёного абсента. Дают льду немного растаять и добавляют 2/4 охлаждённого яблочного сока.
  • «Хемингуэй»:
    • В железную кружку наливают на один палец абсента и доливают холодной воды до уровня 2/3 кружки. Смешивают и пьют небольшими глотками.
  • «Нагаткинский»:
    • В рюмку наливают 25 грамм абсента, поджигают на 5 секунд. Заранее в готовый стакан молока заливают уже потушенный абсент и выпивают.

Государственное регулирование[править | править код]

Абсент в искусстве[править | править код]

Живопись и изобразительное искусство[править | править код]

Видя распространение в Европе первой формы наркотической зависимости среди широких масс, европейские художники конца XIX — начала XX века часто обращались к образу пьющего абсент человека с отсутствующим взглядом.

В коллекции Эрмитажа находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» (1901). Существует по меньшей мере три версии этой картины. Также у Пикассо есть картина «Бокал абсента» (1914). В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.

Художник-сюрреалист Гигер писал некоторые из своих работ после экспериментального употребления абсента. Позднее, в 2005 году, его имя получила одна из разновидностей французского абсента Brevans.

Литература[править | править код]

  • В книге Эриха Мария Ремарка «Три товарища» абсент упоминается четыре раза, а в романе «Триумфальная арка» абсент упоминается как запрещённый напиток, вызывающий бесплодие.

— Ах, абсент. Говорят, от него французы становятся импотентами, вы слыхали?

— Абсент действительно запрещён, — сказал Равик.

— А «перно» совершенно безвреден. Абсент вызывает бесплодие, а не импотенцию. Потому его и запретили.

  • В 1913 году в Париже Чарльз Фоли поставил пьесу под названием «Абсент».
  • Герой романов Эдгара Берроуза Тарзан, по примеру многих европейцев того времени, выпивал абсент.

Тарзан вошел в курительную и разыскал себе кресло немного в стороне от других. Ему не хотелось разговаривать, и, потягивая маленькими глотками свой абсент, он с грустью мысленно возвращался к только что пережитым дням[17].

  • Огромное и неоценимое значение абсент имеет для развития французской символистской поэзии, правда, воспринимался он в отрицательном смысле, по причине страдания тягой к нему самих поэтов. Такие столпы этого направления, как, Поль Верлен, Артюр Рембо были во многом вдохновлены этим напитком, который Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Такое во многом реалистичное отношение к абсенту выработалось у него из-за характерной для Верлена манеры пития «вечером и ночью», как он сам это называл. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался её поджечь, стрелял из револьвера в своего друга Рембо и с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери (его посадили на два месяца, хотя в суде его мать требовала оправдания, потому что на самом деле, как она сама уверяла, «в душе он — хороший мальчик»).
  • В 1930 году в США Кулсон Кернахан написал короткий рассказ «Two Absinthe-Minded Beggars». Пугающие неподготовленного читателя трагические образы, которые он рисует, передают отношение американцев к абсенту. Двое нищих решили заняться писательской деятельностью и, поскольку им «придётся изобразить человека, пристрастившегося к абсенту», они решили опробовать этот напиток на себе. Представления о «порочности» абсента в уме американского обывателя передают эти строки — «Таинственность, с которой более густая жидкость извивалась, сворачивалась в кольца и спирали вокруг более жидкой, вызвала в моём уме образ питона, обвивающегося вокруг своей жертвы».
  • В книге «Муза, томимая жаждой», подробно исследующей американский литературный алкоголизм, автор, Том Дардис, говорит, что в ряду алкогольных напитков абсент считается пределом, «дальше некуда».
  • В небольшой статье «Экспериментальное и клиническое исследование по алкоголизму. Алкоголь и Абсент. Абсентная эпилепсия» (фр. Étude Expérimentale et Clinique sur l’Alcoolisme — Alcool et Absinthe, Épilepsie Absinthique, 1871) Жак-Жозеф-Валантен Маньян описал особенности алкогольной зависимости у любителей абсента, во многом заложив основы восприятия этого напитка и его поклонников в Европе (Маньян настаивал на том, что именно абсент вызывает наиболее тяжёлые последствия в виде эпилепсии у его потребителей и генетических последствий — дебильности, имбецильности и т. п. — у нескольких поколений их потомков).
  • Алистер Кроули (1875—1947) один из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. На славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своём эссе «Зёленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать что-то только по злоупотреблениям. «Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток». Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая „существует“ и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.
  • В книге «Интервью с вампиром» (1976) Энн Райс упоминает абсент, подчёркивая его пагубность для здоровья. Испив кровь, «заражённую» экстрактом горькой полыни, вампир Лестат чувствует острое отравление, грозящее его жизни (это не верно, жизни вампира Лестата угрожало то, что он выпил кровь мертвеца, смерть которого была замаскирована абсентом).
  • Известным любителем абсента являлся всемирно известный американский прозаик Эрнест Хемингуэй. В период жизни на Кубе и работы над своим произведением «Старик и море» он заказывал абсент из соседней Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струёй для разбавления абсента. В своей книге «Смерть после полудня» есть такие слова «С возрастом было всё сложнее выходить на ринг, не выпив три или четыре абсента, который, распаляя мою храбрость, несколько расстраивал рефлексы». Также в своём романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй наделил главного героя Роберта Джордана привычкой пить абсент по вечерам своеобразным способом, приведённым выше. А в романе «Райский сад» Хемингуэй рекомендует на бокал с абсентом ставить стакан со льдом и маленькой дырочкой внизу, чтобы вода капала постепенно. Писатель даже придумал коктейль «Смерть после полудня» для сборника о любимых напитках знаменитостей. «Налейте одну рюмку абсента в бокал для шампанского. Добавьте ледяное шампанское, немного взболтайте, пока оно не достигнет опалового помутнения. Пейте медленно от трёх до пяти бокалов этого коктейля».[18]

Литература[править | править код]

  • Бейкер Ф. Абсент. — Новое литературное обозрение, 2002. — 10 000 экз. — ISBN 5-86793-193-5.
  • Marie-Claude Delahaye : L’Absinthe, histoire de la Fée verte, Paris, Berger-Levrault, 1983.
  • Смирнов Е. А. Коньяк, виски, текила, абсент. — Харвест, 2004. — 320 с. — ISBN 985-13-1587-7.

Источник: ru.wikipedia.org


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.