Французский абсент

Французский абсент

При упоминании слова «Абсент» у каждого человека, наверное, возникают свои ассоциации. Но, если бы мы задались целью составить их рейтинг, то, уверены, лидером бы стала знаменитая картина Пабло Пикассо «Любительница Абсента» – полотно, прославившее и автора, и напиток. Впрочем… Ни тот, ни другой в особой рекламе нуждаются.

Французский абсент

фото: kitchenmag.ru

Традиционно Абсент считается напитком творческой интеллигенции.Трудно представить себе, сколько нетленных и признанных литературных и художественных произведений было создано под его одурманивающим действием. Хорошо это или плохо, не нам судить, но из песни, как известно, слова не выкинишь…

Подлинные истории напитка

Нет, мы не ошиблись, и это не опечатка. Дело в том, что историй появления Абсента действительно несколько. Сейчас уже доподлинно не узнать, какая из них достоверная, поэтому познакомим с обеими.

Версия первая


Абсент появился в 1729 году. Случилось это в швейцарском городе Куве, что на границе с Францией. Именно там проживали сестры Энрио, слывшие среди местных жителей знахарками. Женщины действительно умели лечить различные болезни, используя для этого собственноручно приготовленные снадобья. Одним из и был Абсент – продукт, получаемый методом дистилляции полынно-анисовой настойки с добавлением различных лекарственных растений. Таких, как фенхель, шпинат, ромашка,  мелисса, и многое, многое другое. К слову, молва утверждает, что тогда этот напиток считался лекарством едва ли не от всех болезней.

Версия вторая

Согласно ей, изобретателем Абсента является швейцарский врач Пьер Ординер, живший в те же времена, что и сестры Энрио. Кстати, имя доктора фигурирует и в первой истории, только в ней ему уготована роль обычного курьера – дескать, именно через него знахарки распространяли свое волшебное снадобье. Увы, узнать точно, был ли Пьер Ординер только продавцом или же ему принадлежало и производство, сегодня уже нельзя.

Зато доподлинно известно другое – широкое распространение Абсент получил благодаря предпринимателю Анри Дюбье. Ушлый бизнесмен быстро смекнул, что чудодейственное лекарство при правильном подходе может принести не только исцеление, но и доход. Он выкупил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство.

Абсент так быстро набирал популярность, что уже очень скоро у Дюбье возникла необходимость в расширении бизнеса. Так, в  1805 году в Понтарлье был открыт завод «Перно», под маркой которого и сегодня выпускается полынная настойка. 

Французский абсент

фото: http://www.ice-nut.ru/

Знаете ли вы, что…


  1. Абсент очень крепкий напиток, содержащий в своем составе 70-85% спирта. Стоит ли говорить, что это само по себе способно обеспечить ему дурманящие свойства? Но создателям «Зеленой феи», видимо, этого показалось мало, раз они еще и добавили в нее экстракт горькой полыни, которая богата туйоном – веществом настолько опасным, что во многих странах на него введен запрет на законодательном уровне.
  2. Зеленый цвет напитку обеспечивает входящий в его состав хлорофилл, который, как всем хорошо известно из школьного курса биологии, подвержен разрушительному воздествию солнечных лучей. Отчасти, чтобы защитить Абсент от этого, отчасти для того, чтобы не пострадала его репутация, полынную настойку обычно разливают в бутылки зеленого стекла.
  3. Другое название напитка – «Зеленая фея». Всем, кто видел Абсент, объяснять его происхождение не нужно. И все же это не совсем правильно, так как на самом деле цвет напитк может быть прозрачным, красным, желтым и даже коричневым.
  4. В начале двадцатого века Абсент был изгнан из многих стран Европы и США, и довольно долго находился там под запретом. С 1930 до 1980 годы он существовал на полулегальном положении. И только в конце двадцатого века его стали потихоньку разрешать в европейских странах. Нужно отметить, что процесс легализации знаменитой полынной настойки протекает не быстро. Так, к примеру, на родине Абсента – в Швейцарии его официально разрешили только в 2004 году.

Правила употребления Абсента

В первую очередь мы хотели бы напомнить вам об умеренности. Попробовать Абсент – это одно, а употреблять его регулярно – совсем другое. В первом случае вы получите славу гурмана, во втором рискуете пополнить ряды многочисленных жертв коварной «Зеленой феи».

Кроме того, очень важно употреблять этот напиток с жирной и сытной закуской. Например, с фуа-гра от Labeyrie, рыбной икрой  и копченым лососем этого же бренда.

Кроме того, не рекомендуем вам употреблять Абсент в чистом виде из-за высокого содержания алкоголя в его составе. Но, если вдруг вам все же захочется острых ощущений, не забудьте хорошо охладить напиток. И еще раз –  не усердствуйте: для дегустации вполне достаточно половины небольшой рюмки.

Классическим способом употребления полынной настойки является французский рецепт. Технология требует специальной подготовки, но разве это препятствие для истинного гурмана? Итак, вам понадобится: особая ложка с дырочками и кусочек сахара. Поместите ложку на рюмку с абсентом, сверху положит сахар. Теперь на него нужно аккуратно лить ледяную воду в соотношении один к пяти (одна часть Абсента и пять частей воды, разумеется).


Если сахар в алкоголе вам не нравится, можно обойтись без него. Еще один известный способ употребления абсента предполагает использование мелко натертого льда и воды. Лед помещается в бокал, туда же выливается рюмка абсента и кладется уже упомянутая нами специальная ложка, на которую очень медленно льется вода. В конце все ингредиенты перемешиваются.

Есть и другие способы употребления Абсента. Самый эффектный из них предполагает использование огня, но он очень опасный и экстремальный, поэтому мы, пожалуй, не станем о нем рассказывать, ограничившись описанием двух классических и самых популярных рецептов.

Источник: sgastronomy.ru

Свойства и состав настоящего спиртного

марки настоящего абсента

Как уже говорилось ранее, главной составляющей абсента является концентрированный экстракт горькой полыни, в эфирных маслах которого содержится большое количество туйона. Это токсичное природное вещество сложно назвать безобидным, однако именно в его воздействии на организм человека заключается основная привлекательность абсента.

В состав легендарного спиртного помимо туйона входят:

  • мята;
  • ромашка;
  • кориандр;
  • фенхель;
  • дягиль;
  • вероника;
  • мелисса;
  • петрушка;
  • анис;
  • лакрица;
  • ясенец;
  • аир.

Цвета настоящего алкоголя

как выбрать цвет абсента правильно

Цвет алкогольного напитка напрямую зависит от рецепта, а также используемых добавок и красителей, при этом вкусовые качества спиртного могут измениться, а могут остаться оригинальными.

  • Зеленый является натуральным цветом настоящего дистиллята. Он имеет несколько оттенков: начиная от ярко выраженного изумрудного и заканчивая светло-зеленым. Поскольку зеленый цвет хлорофилла неустойчив, то производители частенько добавляют искусственные зеленые пищевые красители.
  • Желтый или ярко-янтарный. Другими словами, это выцветший зеленый, поскольку по истечении нескольких месяцев после приготовления спиртного хлорофилл из зеленых листьев начинает менять свой оттенок в сторону желтизны. Нередко этот цвет достигается с помощью пищевых красителей.
  • Красный. Получается путем использования экстракта граната, придающего напитку пикантный рубиновый оттенок и необычное длительное послевкусие. В большинстве случаев используются пищевые красители.
  • Голубой. Достигается добавлением в состав специальных пищевых красителей. Чаще всего такой напиток используют для приготовления коктейлей, других преимуществ у него нет.
  • Коричневый или черный. Разница с остальными видами спиртного заключается в том, что для получения этого цвета используются не соцветия или листья, а корни полыни. Темный оттенок алкоголю придает настойка черной акации, которая дополнительно обогащает абсент сладкими ягодными нотками.

Популярные марки настоящего абсента

Популярные виды и марки абсента

Невзирая на все недостатки жгучего напитка он был признан сообществом как востребованный и достойный представитель алкогольной культуры. Производство жгучего «полынного» спиртного широко распространено в каждом уголке света, однако на сегодняшний день основными лидерами являются лишь пять держав-производителей. Приведу вам лишь несколько примеров самых значимых и достойных внимания марок абсента.

Марки французского абсента

французский абсент

Ricard. Считается лучшим традиционным спиртным, которое выпускается на просторах Франции и является потомком настоящего классического настоя. В основе легендарного напитка лежит горькая полынь, а для обогащения вкусовых ноток используются прованские травы и анис. Укрепляется настой спиртом исключительно высочайшего качества.

Pastis. Эта марка полынной смеси представляет старейший популярнейший французский алкоголь, рецептура которого была изобретена еще в 1951 году в городе Марсель. В ознаменование этого события на бутылке Пастиса красуется цифра 51.

Марки чешского абсента


Марки чешского абсента

Hypno La Fee. История напитка начинается с 1994 года. Hypno La Fee является натуральным дистиллятом, который создан на основе ароматических трав, полыни и очищенного спирта. Алкоголь имеет высокий градус крепости – 70 оборотов – и низкое содержание злосчастного туйона, около 10 мг/л.

Fruko Schulz. Компания Fruko Schulz уверено занимает лидирующие позиции среди крупнейших производителей элитного алкоголя в Чешской Республике. Фруко Шульц относится к категории весьма известных вариаций классического полынного эликсира.

Он готовится на основе экстракта полыни, мяты, аниса и различных душистых трав. Богатство вкуса и красивый изумрудный цвет, дают возможность широко использовать его в приготовлении коктейлей.

Марки испанского абсента

Испанский абсент


Jacques Senaux является элитным крепким алкогольным напитком и производится на винокурне Teichenne по специально разработанному рецепту, который хранится за семью печатями по сей день.

Известно лишь то, что для его приготовления используются синтетические консерванты и красители, а в качестве сырья применяют полынь и другие ароматические компоненты. Славится семидесятиградусный Jacques Senaux полным отсутствием спиртовых запахов.

Tunel. Рождение полынного нектара Туннель датировано 1898 годом на острове Майорка. Автором этого спиртного является дон Антонио Надаль Мутанер, который собственноручно разработал рецепт и присвоил ему торговую марку «Tunel», логотипом которой является выезжающий из тоннеля поезд.

Свою популярность данный алкоголь заслужил лишь в 1986 году, когда потомки Надаля продали компанию семье Морей Гаро, которая впоследствии разработала около ста разновидностей спиртных напитков.

Марки итальянского абсента

Итальянский абсент

Xenta. Алкогольный нектар Ксента является одним из самых известных элитных спиртных во всем мире. Данный алкоголь имеет богатую историю и многовековые традиции, эксклюзивная рецептура которого сохраняется уже более 200 лет.

Высококлассный крепкий напиток готовится на основе полыни, которая растет на высоте двух тысяч метров в Альпах Северной Италии. Сбор травы происходит исключительно на заключительном этапе цветения, а в рецептуре используются лишь верхние части растения.

Для обогащения вкуса спиртного используются анис и кориандр.

Марки немецкого абсента


Немецкий абсент

Mr. Jekyll. Эпоха немецкого абсента начинается с конца XIX века, когда компания одного предпринимателя прославила полынную настойку на всю Германию.

—Mr. Jekyll— обладает очаровательным салатовым цветом, имеет крепость 55 оборотов и славится ярко-выраженным полынным вкусом с нотками аниса.

Для того чтобы придать цвету напитка более насыщенные оттенки, компания использует безвредные пищевые красители, разрешенные к использованию на территории Евросоюза.

Как правильно выбрать абсент

какой абсент лучше

  • В первую очередь обратите внимание на название. Французский вариант пишется, как «Absinthe», итальянский и испанский – «Absenta», а чешский алкоголь – «Absinth». Также на этикетке могут встретиться надписи «thujone-free» или «absinthe refined» – это значит, что данные сорта не содержат ни капли туйона и являются очищенным абсентом.

  • Крепость настоящего зеленого спиртного варьируется от 70 оборотов и выше. Если же содержание спирта не соответствует указанному значению, значит перед вами полынный ликер. Импортные производители указывают крепость словом «proof», одна единица которого равна 0,5 градусов спирта.
  • Настоящий абсент – это исключительно дистиллят, а не настойка, и на этикетке данная информация обозначается словом «distilled». Подобное спиртное отличается отменным вкусом и высочайшим качеством.
  • Последнее, на что стоит обратить внимание, это содержание туйона, который обозначается либо в ppm , либо mg/kg. Хотя в последнее время этот компонент уже не считается обязательной составляющей абсента, о чем свидетельствуют брендовые марки с пометкой «refined» или «thujone-free». Стоит отметить, что некоторые производители не указывают содержание имеющегося туйона – это свидетельствует о том, что в составе спиртного используется допустимое количество природного вещества, которое соответствует норме Евросоюза.

Теперь вы точно знаете, как отличить подделку от оригинала, а также имеете общее представление о знаменитых марках настоящего абсента.

Источник: gradusinfo.ru

Тема абсента породила немало французских стихов, многие из которых можно найти в книге Мари-Клод Делаэ. Мы приведем лишь несколько примеров.

Рауль Поншон (1848-1937) был плодовитым поэтом, опубликовавшим за сорок с небольшим лет (он начал поздно) ошеломляющее количество – 150 000 стихотворений, примерно 7000 из которых посвящены алкоголю. Это стихотворение 1886 года показывает устойчивую ассоциацию между абсентом и смертью.

Absinthe

Гюстав Кан (1859-1936) был связан с движением символистов и позднее написал его историю. Малларме хвалил его за то, что он писал не прозу и не стихи, а что-то вроде такого пеана абсенту, как всеобъемлющему женскому образу:

Жозефен Пеладан (1850-1918) был ключевой фигурой французского возрождения оккультизма в XIX веке и основал свой собственный мистический орден, «Salon de la Rose-Croix» [107]. Он любил экзотику и ритуалы, и было известно, что он проводит у себя «эстетские» вечера. Тема следующего стихотворения – картина Фелисьена Ропса «Любительница абсента» (La buveuse d’Absinthe), о которой Ж. -К. Гюисманс писал: «Девушка, укушенная зеленым ядом, оперлась своим изможденным позвоночником на колонну „Bal Mabille“, и кажется, что подобие сифилитической смерти скоро перережет нить ее загубленной жизни».

То Felicien Rops

Антонен Арто (1896-1948) перешел от раннего увлечения сюрреализмом к развитию своих собственных более типичных идей о так называемом «Театре жестокости», привнеся в драму примитивный и ритуалистический элемент. В то же время его жизнь все больше разрушалась из-за психической болезни и наркотической зависимости. Это причудливо шизофреническое раннее стихотворение вызывает воспоминания об эпохе, уже давно ушедшей ко времени его написания.

Verlain Boit

Верлен пьет

Следующая глава >

Источник: document.wikireading.ru

Обзор бутылки абсента La Fee Parisienne

Перед нами алкоголь, официально реабилитированный во Франции лишь в 2011 году. С 1915 года он был запрещен к продаже в этой европейской стране из-за повышенного содержания туйона (вещества из полыни), который, как считалось, вызывает галлюцинации и агрессию у выпивающего. Современные исследования доказали, что на туйон зря грешили, да и его содержание в современных вариантах этого зеленого алкоголя уменьшилось, так что напиток этот вновь разрешили производить и продавать на территории Франции.

Ла Фе  Паризьен (Ла Фи, на самом деле) – это зеленый абсент с крепостью в 68 градусов. То есть содержание спирта в нем 68 % (процентов). Причем чистейший спирт для этого алкоголя делается из сахарной свеклы, выращенной конкретно во Франции. А еще в составе вытяжка из корня полыни и экстракты ароматических трав. Все эти дистилляты из состава делаются отдельно, а затем мастера составляют особый купаж. На одном из сайтов прочел, что здесь использовано 8 трав: иссоп, фенхель, кориандр и прочие. Помимо полыни, конечно. Но давайте пробовать уже.

Вкус и аромат абсента Ла Фе Паризьен

В стопочке или бокале оказывается напиток очень яркого зеленого цвета. С мощноватой ароматикой, конечно. Чувствуются анис и полынь в первую очередь, но за ними пробиваются мята, фенхель, кориандр и еще что-то, название чему я не знаю или не помню. Но вот эти 5 ингредиентов здесь прямо отчетливо чувствуются.

Во вкусе же французский абсент La Fee Parisienne очень пряный, анисовый и мятный, но в то же время с полынной горчинкой и специями какими-то. Очень обжигающий и спиртуозный. Нужно прямо с чрезмерной осторожностью его пить. Спирт серьезно давит на слизистую рта. Но послевкусие после испарения спиртовых ноток, очень классное, пряно-травянистое и долгое.

Мой отзыв на абсент La Fee Parisienne (Ла Фе Паризьен) и его цену

Отличный напиток, ароматный и вкусный, просто первоклассный. Его совершенно не хочется как-то поджигать, смешивать с чем-то или добавлять в коктейли какие-нибудь. Такой алкоголь хочется выпивать изредка небольшими объемами (не больше 30-40 мл) малюсенькими и осторожными глотками, пытаясь взять все от богатейшего вкусо-ароматического букета. Да, такую бутылочку мне лично хочется иметь в своем домашнем баре для разнообразия.

И даже очень немаленькая цена на французский абсент La Fee Parisienne (Ла Фе или Ла Фи Паризьен) меня не пугает. Он того стоит определенно. А мой отзыв этим завершается. Здорово, что вы дочитали его до этого места!

французский абсент Ла Фе или Ла Фи Паризьен

Источник: lublu-vino.ru

Состав и свойства[править | править код]

Туйон долгое время считался одним из главных действующих компонентов абсента: это токсичное вещество[9], за которым долгое время удерживалась репутация галлюциногена, впоследствии не подтверждённая исследованиями. Исследователи в XIX в. считали, что туйон добавляет к опьянению, которое по причине высокой крепости абсента может произойти очень быстро, выраженное возбуждающее действие, зачастую приводящее к неконтролируемой агрессии.[10] Более современные исследования продемонстрировали, что галлюциногенные свойства абсента сильно преувеличены.[10]

В состав напитка в той или иной форме входят следующие растения:

  • аир (Acorus);
  • анис (Pimpinella anisum);
  • вероника (Veronica);
  • дягиль (Archangelica);
  • иссоп (Hyssopus);
  • кориандр (Coriandrum sativum);
  • лакрица (Glycyrrhiza);
  • мелисса (Melissa);
  • мята (Mentha);
  • петрушка (Petroselinum)[11];
  • полынь горькая (Artemisia absinthium);
  • полынь понтийская (Artemisia pontica);
  • ромашка (Matricaria);
  • фенхель (Foeniculum)

Абсент чаще всего имеет изумрудно-зелёный цвет, но также может быть прозрачным, жёлтым, синим, коричневым, красным или чёрным. Зелёный цвет напитка обусловлен хлорофиллом, который разлагается на свету, во избежание чего абсент разливают в бутылки из тёмного стекла. Благодаря характерному цвету абсент получил прозвища «Зелёная фея» и «Зелёная ведьма».

Абсент мутнеет от добавления воды, так как эфирные масла аниса и фенхеля при разбавлении крепкого спиртового раствора образуют эмульсию[12].

История[править | править код]

Появление[править | править код]

Существует несколько версий появления абсента. Некоторые историки считают, что абсент появился в Швейцарии в 1792 году в городке Куве, расположенном неподалёку от границы с Францией. В этом городе жили сестры Энрио, занимавшиеся изготовлением лекарственных снадобий. Одно из них приготовлялось методом дистилляции полынно-анисовой настойки в небольшом перегонном аппарате и получило название «Bon Extrait d’Absinthe». В состав конечного спиртного напитка входили также ромашка, фенхель, вероника, кориандр, иссоп, корень петрушки, мелисса, шпинат. Этот эликсир сестры продавали через врача Пьера Ординера, бежавшего в Швейцарию во время Великой французской революции. Некоторые историки считают, что Пьер Ординер сам разработал рецепт абсента. Лекарь прописывал абсент своим пациентам едва ли не как панацею.

Позже предприниматель Анри Дюбье купил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство при помощи своего друга Анри-Луи Перно в 1798 году. Реализация абсента пошла удачно, из-за чего возникла необходимость в открытии нового завода в Понтарлье в 1805 году, который впоследствии стал основным центром производства напитка, завод назвали «Перно», до сих пор абсент выпускается под этой торговой маркой[13].

Распространение[править | править код]

Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844—1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «le cafard». Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент. В 1888 году абсент был широко распространён во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина.
Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18 до 20 лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина — в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но с появлением дешёвых марок стал намного доступнее и вреднее.

Выделяют несколько причин «заражения» рабочих буржуазной привычкой. Но в целом картина выглядит так: сокращение рабочего дня до 8 часов, повышение зарплаты, гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина. Соответственно повысилась стоимость виноградного спирта, использовавшегося прежде при изготовлении абсента, производители обратились к промышленному спирту, что сделало абсент дешевле вина в 7—10 раз. Самый дешёвый абсент был настоящим ядом, его и употребляли рабочие в сомнительных забегаловках, в которых иногда не было даже столов и стульев, а только цинковая стойка.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом. Если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников — «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».

Запреты[править | править код]

В июле 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков, застрелил всю свою семью — употреблённые фермером в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии. В результате референдума 5 июля 1908 года абсент был запрещён.

К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке Палаты депутатов Франции запретить продажу абсента на основании опасений, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».

Тогда же был распространён военный плакат, на котором женщина в характерной для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.

Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил ещё один, согласно которому военнослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном счёте, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии. Абсент стали называть наркотиком[14].

С 1930-х по конец 1980-х годов абсент существовал[где?] на полулегальном положении, либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни, вымоченных в водке, и тому подобном.

Легализация[править | править код]

Местом возвращения абсента на рынок считается Великобритания, точнее Шотландия. Там он никогда не был запрещён, но и после гонений в других странах совершенно не имел популярности до 1998 года, когда чешская марка Hill’s, основанная в 1920 году, запустила напиток на британский рынок. В немалой степени успеху этого предприятия способствовали знаменитости, в частности Джонни Депп, находясь в Великобритании на съёмках фильма «Сонная лощина», рассказывал, как неоднократно употреблял абсент совместно с Хантером С. Томпсоном на съёмках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Вообще, успех чешской марки трудно объяснить, потому что вкус этого абсента не отвечал элементарным требованиям. «Этот абсент пьют, чтоб быстро опьянеть; только мазохист добавляет в него воду, чтобы затянуть его действие». Эта фраза, которую можно услышать только в ночных клубах или в среде состоятельных алкоголиков, тем не менее, верно передаёт то, что использовался такой продукт в качестве наркотического средства, а не собственно как напиток (столовым напиток подобной крепости быть по определению не может). Качественный, напротив, не вызывает опьянения столь быстро, хотя и превосходит, кроме «плохого», все известные напитки с содержанием этилового спирта.

Марку Hill’s ругали все квалифицированные критики алкогольной продукции и производители; через год, при содействии главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента, Мари-Клод Делаэ, была выпущена новая марка «La Fee», которую можно было употреблять без испытания столь неприятных вкусовых ощущений и других последствий, хотя и с предосторожностями.

Маркетинговая политика производителя учитывала комическое отношение англичан к «опаснейшему из ядов», ряд акций носил ярко выраженный «несерьёзный» характер, несвойственный рекламе алкоголя. Это привело к созданию более «позитивного» образа абсента — преуменьшенно вредного и слегка зловещего; никогда до этого высокотоксичный алкоголь не имел такой «радужной» репутации.

В 2004 году парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента, запрещённого с 1907 года. 24 июля 2004 года суд Амстердама отменил голландский закон от 1909 года, запрещающий абсент. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введённые Европейским союзом, согласно которым количество туйона в абсенте не должно превышать 10 мг/кг (35 мг/кг с 2008 года). Однако недобросовестными производителями эти нормы довольно часто нарушаются.

В США с 2007 года разрешён ввоз и производство абсента с долей туйона, не превышающей 10 мг/кг.

Виды абсента[править | править код]

Классифицировать абсенты можно по разным критериям:

По цвету:

  • Зелёный — классический натуральный цвет абсента. Имеет несколько оттенков: от насыщенного изумрудного до светло-зелёного. Практически каждый производитель выпускает зелёный абсент. Так как окраска естественными красителями (хлорофиллом из зелёных листьев) недолговечна, то производители в подавляющем большинстве случаев используют искусственные зелёные пищевые красители.
  • Жёлтый абсент. Яркого янтарного цвета. В большинстве случаев этот цвет создаётся пищевыми красителями, но он также может быть признаком натуральности абсента, так как естественные красители (хлорофилл из зелёных листьев) меняют цвет в сторону желтизны через несколько месяцев после изготовления (старение абсента).
  • Красный абсент — напиток с экстрактом граната, который придаёт ему пикантный светло-рубиновый оттенок и оригинальное послевкусие. В большинстве красных абсентов используются пищевые красители.
  • Чёрный (коричневый) абсент. В отличие от остальных видов напитка, в чёрном абсенте использованы не листья или соцветия полыни, а корни. Тёмный цвет напитку придаёт настой чёрной акации Катеху, который вносит в абсент ягодные и сладкие тона. В настоящее время для придания абсенту тёмных оттенков используются пищевые красители.

К сожалению, в настоящее время по цвету такого потенциально опасного для потребления продукта, как абсент, нельзя судить о его качестве и натуральности.

По крепости:

  • большой крепости (55—65 %): французские, чешские и испанские сорта с экстрактом полыни и низким содержанием туйона или вовсе без него;
  • экстремально большой крепости (70—85 %): швейцарские, большая часть чешских, испанских, итальянских и немецких, а также некоторые французские сорта абсента. Натуральные абсенты, выполненные по классической технологии (настойка, далее дистилляция), обычно входят именно в эту категорию.

По содержанию туйона[п 1]

  • с высоким содержанием: 25—100 мг/л: швейцарские абсенты Swiss La Bleue, чешские Logan 100, King of Spirits и другие.
  • с низким содержанием туйона от 1,5 до 10 мг/л: большая часть абсентов, выпускаемых в Европе.
  • без туйона: Logan Fils (Швейцария), Absente (Франция), однако чаще всего настойки, имитирующие абсент.

Эффект от употребления[править | править код]

Вред от абсента связывают в основном с содержанием в нём туйона (монотерпина), токсичного вещества, которое содержится в горькой полыни и может с достаточно большой вероятностью вызвать ряд негативных последствий для организма. Опьянение абсентом (передозировка при чрезмерном злоупотреблении) напоминает действие некоторых наркотических веществ, которые вызывают общее возбуждение, изменение сознания и галлюцинации, немотивированную агрессию.

Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона. В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких, как переносимость других растительных ингредиентов напитка организмом пьющего. Однако это высказывание не было сопровождено фактическим подтверждением, а все прочие растительные компоненты не являются галлюциногенными ни в каком виде.

Роль туйона и эфирных масел сводится к маскировке вкуса спирта, что может привести к необычно быстрому и сильному опьянению, сопровождаемому дрожью, головными болями, головокружениями, мышечными судорогами и даже потерей сознания[15]. Именно по этой причине людям, не уверенным в своей силе воли, следует пожизненно воздерживаться от употребления сверхкрепких алкогольных напитков.

Кроме того, из-за высокой концентрации спирта абсент гарантированно наносит вред организму при употреблении доз от бокала с интервалом менее получаса, а его более или менее частое употребление всегда заканчивается похмельным синдромом, поражением внутренних органов и мозга. Побочными эффектами чрезмерного употребления этого напитка могут быть: бессонница, кошмары, дрожь или озноб, депрессия, оцепенение, психоз, судороги, тошнота — то есть проявления абстинентного синдрома, как при злоупотреблении любым алкогольным напитком.

Следует отметить, что «абсентное похмелье» весьма просто вылечивается в специализированных (наркологических) лечебных заведениях или больницах общей практики, однако психическая зависимость может быть преодолена только самим потребителем напитка.

Культура употребления[править | править код]

Некоторые абсентье рекомендуют перебивать горький вкус абсента долькой лимона. Хотя последнее считается отступлением от общепринятого.

Способы употребления абсента:

  • «Кристальный чешский».
    • В стеклянный стакан с толстыми стенками наливают немного абсента на глаз. Затем поджигают и ждут, пока прогорит. Задувают и пьют сразу, залпом, не закусывая и не запивая.
  • «Французский».
    • В бокал наливают одну часть абсента, ставят на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Затем выливают в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворяется в воде, а получившийся сироп смешивается с абсентом.[16].
    • Продолжением этого способа является употребление абсента с толчёным льдом в тех же пропорциях.
  • «Чешский».
    • Через кусочек сахара на установленной на краях бокала абсентной ложечке пропускают большими каплями одну часть абсента. Затем поджигают сахар и капают получившуюся карамель в абсент. Затем разбавляют тремя частями воды. Этот наиболее известный способ опасен тем, что абсент в стакане может легко загореться, и требует осторожности. (В подобных случаях некоторые ценители считают это одним из сигналов для начала разбавления абсента водой — напиток, теряя крепость, потухнет сам собой).[16].
    • Второй способ заключается в том, что на нагретую ложку с отверстиями, которую держат над бокалом, кладётся кусок сахара. На ложку льётся напиток. Получается смесь (растаявший сахар и слегка нагретый абсент)[16].
  • «Русский»:
    • Сахарный сироп делают отдельно, смешав сахар с водой. Потом разбавляют абсент сиропом в нужной пропорции[16].
    • В стакан наливают абсент, поджигают его. Дают немного прогореть. Затем накрывают вторым стаканом, пламя гаснет. Абсент быстро переливают во второй стакан, а первый накрывают салфеткой и переворачивают вверх дном. Нагретый абсент выпивают, а под перевёрнутый стакан засовывают коктейльную соломинку и вдыхают пары. Очерёдность вдыхания паров алкоголя и выпивания можно менять.
  • «Суровый»:
    • Четыре части ледяного абсента наливают в стакан, затем поджигают его. На абсентную ложечку кладут кусочек сахара, держа её над пламенем. Сахар тает и капает в стакан, кристаллизуясь на его дне. Когда количество круглых коричневых кристалликов заполнит оставшуюся пятую часть стакана, ложечку с сахаром убирают. Затем задувают пламя и тут же, опустив в стакан коктейльную трубочку, несколькими быстрыми большими глотками пьют через неё все жидкое содержимое стакана, пропуская его по всему языку.
  • «Доработанный парашют»:
    • Наливают 40 мл абсента в коньячный фужер. Кладут коньячку боком на стакан. 45 мл спрайта или сока наливают в стакан. Затем поджигают абсент и крутят фужер (чтобы фужер не лопнул). Горящий абсент быстро переливают в стакан, плавно поднимая коньячку вверх; быстро накрывают фужером стакан, в плотно накрытом стакане абсент тухнет. После наклоняют коньячный фужер и в образовавшуюся щель вставляют трубочку; курят, вдыхая носом, выдыхая ртом. Пока человек курит пары, в блюдце поджигается заранее заготовленный сахар: в центр блюдца кладутся два кубика сахара, один на другой, затем они пропитываются абсентом до образования лужицы в углублении для чашки (находится в середине). Когда всё скурят, поднимают коньячку и пьют абсент залпом (если с соком); если со спрайтом, то сначала взрывают текилу-бум и пьют залпом. Когда допивают этой же коньячкой постепенно водят над плавящимся сахаром и накрывают, тем самым туша.
  • «Рязанский суровый» («Шиловский»).
    • На рюмку с абсентом (не более 50—70 г) кладется чайная ложечка с кусочком сахара. Далее либо на кусочек сахара капают абсентом, либо окунают кусочек сахара в абсент в рюмке. После этого поджигают пропитанный напитком кусок сахара. Дождавшись начала плавления сахара, резко подув, гасят пламя и съедают кусок сахара (некоторые умельцы съедают сахар, не погасив). Разжевав пропитанный абсентом сахар, но не глотая его, запивают напитком из рюмки.
  • «Чешский суровый»:
    • Устанавливают абсентную ложечку на края большого стакана, ставят кусочек тростникового сахара на ложечку, наливают порцию в рюмку, проливают несколько граммов на сахар, поджигают, тоненькой струйкой льют несколько граммов на сахар, который вымывается из кусочка и оказывается на дне стакана, растворенный в абсенте. Затем поджигают сахар, следят за тем, пока не кончится порция абсента или не растворится весь сахар. Пьют мелкими глотками.
  • «Коржевский суровый»:
    • Наливают 50 г абсента в стакан через 2 кусочка рафинада, один кладут на ложку, второй рядом на блюдце. Затем поджигают абсент в стакане, пламя от абсента поджигает сахар, с помощью ложки растворяют горящий сахар в горящем абсенте, аккуратно смачивая рафинад абсентом до полного растворения и кристаллизации в стакане. Потом гасят пламя в стакане с помощью блюдца (предварительно ставят блюдце на стакан). Поджигают промоченный заранее абсент и сбивают пламя резким выдохом. Пьют быстро ещё тёплый абсент, затем аккуратно берут рафинад из блюдца и закусывают рафинадом.
  • «Цитрусовый абсент»:
    • Берут дольку апельсина/мандарина с кожурой, чистят от внутренней плёнки, обнажив мякоть фрукта. Затем обваливают дольку в смеси сахарного песка и корицы (по вкусу).

Далее поджигают абсент в рюмке и щипцами держат над ней заранее подготовленную дольку апельсина или мандарина, чтобы смесь из сока и корицы падала в рюмку.

  • «Тархун»:
    • Наливают абсент в стаканы для приготовления (33—100 г) и кидают туда немного сахара и поджигают. Затем размешивают сахар и следят за тем, как он растворяется; В этот момент надо перелить абсент из чашек для приготовления в чашки для питья (стаканы для приготовления могут трескаться, но благодаря образующейся в результате горения плёнке не крошатся). Переливают очень аккуратно, так как стекло стаканов для приготовления трескается именно из-за перепада температуры между стенками и абсентом. Пьют быстро, так как абсент остывает и сахар кристаллизуется.
  • «Жаба» («Пятничный»)
    • В бокал для коньяка наливают 30 мл абсента. В рокс наливается 15 мл мятного ликёра, 100 мл шампанского и 30 мл водки. Абсент поджигается в коньячке (снифтере) и крутится, чтоб бокал нагревался равномерно и не треснул. Затем переливают горящее содержимое в рокс к остальной смеси и сверху вставляем коньячку (снифтер). Коньячка (снифтер), вставленная в рокс, должна краями на 5—10 мм погрузиться в смесь, в связи с тем, что в бокале создалось разрежение. Он через смесь втягивает его в бокал, разбавляя пары абсента, а из жидкости надуваются пузыри, как от жабы. После того как пузыри заканчиваются, коньячку (снифтер) ставят на заранее заготовленное блюдце/салфетку. Затем накрывают бокал парочкой салфеток и либо бьют об стойку/стол, либо встряхивают, смесь вспенивается. Пьют залпом.
  • Веселый молочник
    • Смешивают в равных пропорциях абсент, виски и молоко. Пьют медленно.
  • «Нежный»:
    • Наливают в рюмку 13 ледяной воды, затем 23 абсента, так, чтобы жидкости не перемешались, а было 2 слоя. Пьют.
  • «Теплый»:
    • Наливают в рюмку 1 к 1 сок лимона/лайма, перемешивают, выпивают, ждут 20—30 секунд и запивают сладким. Этот способ даёт эффект сильного прогревания горла.
  • «Красивый»:
    • Берут 50-граммовую стопку, наливают абсент и гренадин в соотношении 9 к 1, поджигают и аккуратно опускают стопку в 300-граммовый стакан с шампанским. Содержимое начинает медленно окрашиваться в ярко-вишневый цвет, а под конец получается напиток насыщенного цвета баклажана. Стопка должна все время оставаться в стакане. Чтобы вкус напитка стал равномерным, мешают его трубочкой. Пьют медленно.
  • «Чеширский кот»:
    • В стакан-тумблер на дно выкладывается 1/4 лед-фраппе, добавляется 1/4 зелёного абсента. Дают льду немного растаять и добавляют 2/4 охлаждённого яблочного сока.
  • «Хемингуэй»:
    • В железную кружку наливают на один палец абсента и доливают холодной воды до уровня 2/3 кружки. Смешивают и пьют небольшими глотками.
  • «Нагаткинский»:
    • В рюмку наливают 25 грамм абсента, поджигают на 5 секунд. Заранее в готовый стакан молока заливают уже потушенный абсент и выпивают.

Государственное регулирование[править | править код]

Абсент в искусстве[править | править код]

Живопись и изобразительное искусство[править | править код]

Видя распространение в Европе первой формы наркотической зависимости среди широких масс, европейские художники конца XIX — начала XX века часто обращались к образу пьющего абсент человека с отсутствующим взглядом.

В коллекции Эрмитажа находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента» (1901). Существует по меньшей мере три версии этой картины. Также у Пикассо есть картина «Бокал абсента» (1914). В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.

Художник-сюрреалист Гигер писал некоторые из своих работ после экспериментального употребления абсента. Позднее, в 2005 году, его имя получила одна из разновидностей французского абсента Brevans.

Литература[править | править код]

  • В книге Эриха Мария Ремарка «Три товарища» абсент упоминается четыре раза, а в романе «Триумфальная арка» абсент упоминается как запрещённый напиток, вызывающий бесплодие.

— Ах, абсент. Говорят, от него французы становятся импотентами, вы слыхали?

— Абсент действительно запрещён, — сказал Равик.

— А «перно» совершенно безвреден. Абсент вызывает бесплодие, а не импотенцию. Потому его и запретили.

  • В 1913 году в Париже Чарльз Фоли поставил пьесу под названием «Абсент».
  • Герой романов Эдгара Берроуза Тарзан, по примеру многих европейцев того времени, выпивал абсент.

Тарзан вошел в курительную и разыскал себе кресло немного в стороне от других. Ему не хотелось разговаривать, и, потягивая маленькими глотками свой абсент, он с грустью мысленно возвращался к только что пережитым дням[17].

  • Огромное и неоценимое значение абсент имеет для развития французской символистской поэзии, правда, воспринимался он в отрицательном смысле, по причине страдания тягой к нему самих поэтов. Такие столпы этого направления, как, Поль Верлен, Артюр Рембо были во многом вдохновлены этим напитком, который Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Такое во многом реалистичное отношение к абсенту выработалось у него из-за характерной для Верлена манеры пития «вечером и ночью», как он сам это называл. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался её поджечь, стрелял из револьвера в своего друга Рембо и с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери (его посадили на два месяца, хотя в суде его мать требовала оправдания, потому что на самом деле, как она сама уверяла, «в душе он — хороший мальчик»).
  • В 1930 году в США Кулсон Кернахан написал короткий рассказ «Two Absinthe-Minded Beggars». Пугающие неподготовленного читателя трагические образы, которые он рисует, передают отношение американцев к абсенту. Двое нищих решили заняться писательской деятельностью и, поскольку им «придётся изобразить человека, пристрастившегося к абсенту», они решили опробовать этот напиток на себе. Представления о «порочности» абсента в уме американского обывателя передают эти строки — «Таинственность, с которой более густая жидкость извивалась, сворачивалась в кольца и спирали вокруг более жидкой, вызвала в моём уме образ питона, обвивающегося вокруг своей жертвы».
  • В книге «Муза, томимая жаждой», подробно исследующей американский литературный алкоголизм, автор, Том Дардис, говорит, что в ряду алкогольных напитков абсент считается пределом, «дальше некуда».
  • В небольшой статье «Экспериментальное и клиническое исследование по алкоголизму. Алкоголь и Абсент. Абсентная эпилепсия» (фр. Étude Expérimentale et Clinique sur l’Alcoolisme — Alcool et Absinthe, Épilepsie Absinthique, 1871) Жак-Жозеф-Валантен Маньян описал особенности алкогольной зависимости у любителей абсента, во многом заложив основы восприятия этого напитка и его поклонников в Европе (Маньян настаивал на том, что именно абсент вызывает наиболее тяжёлые последствия в виде эпилепсии у его потребителей и генетических последствий — дебильности, имбецильности и т. п. — у нескольких поколений их потомков).
  • Алистер Кроули (1875—1947) один из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. На славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своём эссе «Зёленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать что-то только по злоупотреблениям. «Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток». Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая „существует“ и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.
  • В книге «Интервью с вампиром» (1976) Энн Райс упоминает абсент, подчёркивая его пагубность для здоровья. Испив кровь, «заражённую» экстрактом горькой полыни, вампир Лестат чувствует острое отравление, грозящее его жизни (это не верно, жизни вампира Лестата угрожало то, что он выпил кровь мертвеца, смерть которого была замаскирована абсентом).
  • Известным любителем абсента являлся всемирно известный американский прозаик Эрнест Хемингуэй. В период жизни на Кубе и работы над своим произведением «Старик и море» он заказывал абсент из соседней Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струёй для разбавления абсента. В своей книге «Смерть после полудня» есть такие слова «С возрастом было всё сложнее выходить на ринг, не выпив три или четыре абсента, который, распаляя мою храбрость, несколько расстраивал рефлексы». Также в своём романе «По ком звонит колокол» Хемингуэй наделил главного героя Роберта Джордана привычкой пить абсент по вечерам своеобразным способом, приведённым выше. А в романе «Райский сад» Хемингуэй рекомендует на бокал с абсентом ставить стакан со льдом и маленькой дырочкой внизу, чтобы вода капала постепенно. Писатель даже придумал коктейль «Смерть после полудня» для сборника о любимых напитках знаменитостей. «Налейте одну рюмку абсента в бокал для шампанского. Добавьте ледяное шампанское, немного взболтайте, пока оно не достигнет опалового помутнения. Пейте медленно от трёх до пяти бокалов этого коктейля».[18]

Литература[править | править код]

  • Бейкер Ф. Абсент. — Новое литературное обозрение, 2002. — 10 000 экз. — ISBN 5-86793-193-5.
  • Marie-Claude Delahaye : L’Absinthe, histoire de la Fée verte, Paris, Berger-Levrault, 1983.
  • Смирнов Е. А. Коньяк, виски, текила, абсент. — Харвест, 2004. — 320 с. — ISBN 985-13-1587-7.

Источник: ru.wikipedia.org


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.